Светлый гений
Творчеству замечательного немецкого композитора, дирижера, пианиста и педагога Феликса Мендельсона-Бартольди (1809 – 1847) была посвящена очередная встреча клуба «ОЛИМП» с участием слушателей народного университета «Третий возраст» Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Знание» России. Программу подготовили и провели преподаватели и учащиеся детской школы искусств № 1 г. Рязани. Содержательный рассказ Валентины Зубковой, ведущей программы, о жизни и творческом пути композитора, чудесная видеопрезентация, прекрасная музыка Мендельсона произвели на зрителей незабываемое впечатление.
Мендельсон работал на рубеже двух эпох. «Романтик, легко чувствовавший себя в рамках классицизма», – так отозвался о нем знаменитый музыкант Пабло Казальс. А Роберт Шуман называл его «Моцартом XIX века». Он стал одним из тех, кому мы обязаны возрождением интереса к музыке Баха в XIX столетии.
Феликс Мендельсон родился в Гамбурге в богатой и культурной еврейской семье. К тому времени его родные, обратившиеся в христианство, взяли вторую фамилию – Бартольди. Его дед, Моисей, был философом-либералом, а отец, Абрахам, преуспевающим банкиром. В 1811 году семья переехала в Берлин, где дети получили самое лучшее образование. В доме родителей собиралась интеллектуальная и артистическая элита того времени, оказавшая немалое влияние на духовное развитие будущего композитора. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, что предопределило его будущее. Он брал уроки игры на фортепиано и скрипке, занимался по теории музыки у известных музыкантов того времени. Уже в 9 лет Феликс играл на фортепиано в частном концерте, а год спустя впервые выступил как альтист в Берлине. С 11 лет он систематически сочинял музыку, а в 17 лет создал свой шедевр – увертюру к «Сну в летнюю ночь» У. Шекспира.
В 1829–1832 гг. композитор жил и выступал с концертами в Англии, Шотландии, Франции, Италии. В 1835 году переехал в Лейпциг. Дирижерские способности, прекрасное музыкальное образование и композиторское дарование быстро сделали Мендельсона центром лейпцигской музыкальной жизни, а Лейпциг – центром музыкальной жизни Германии и Европы. В 1836 году Лейпцигский университет дает Мендельсону степень доктора философии. В 1843 году маэстро основал в Лейпциге консерваторию, в числе преподавателей которой были Шуман, Мошелес и другие известные музыканты. В этом же городе 4 ноября 1847 года его не стало.
Творческое наследие Мендельсона богато и разнообразно. Наиболее выдающимися его произведениями являются оратории «Павел», «Илия», баллада «Вальпургиева ночь» для хора и оркестра, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», «Песни без слов» для фортепиано и другие сочинения. Всей его музыке присущи красота, законченность и безупречность формы. В ней преобладают светлые чувства. Заслуга Мендельсона как дирижера заключается в пропаганде произведений величайших композиторов. Он первым познакомил немецкую публику с симфонией до мажор Шуберта, и первым, после долгого перерыва, начал исполнять в Германии Баха и Генделя.
Концертная программа смотрелась необыкновенно выразительно. Юные музыканты не раз срывали продолжительные аплодисменты. Были исполнены этюд ля минор (Мария Муратова), II часть концерта для скрипки с оркестром ми минор (Екатерина Ухарева), «Охотничья песня» (София Киласова), «На крыльях песни» (Лигия Белянская), «Песня без слов» (София Малыхина), «Зюлейка», «Привет» (Надежда Юдаева), рондо-каприччио (Мария Муратова) и другие произведения.
Слушателям открылась подлинная сокровищница мировой музыкальной культуры, прекрасные творения Мендельсона, которые и спустя столетия украшают нашу жизнь.
Лариса Кукина,
руководитель клуба «ОЛИМП»