Заслуженная Баба Яга Советского Союза

7 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Георгия Францевича Милляра, сыгравшего множество ярких и выразительных ролей в детских киносказках. Сложно представить других актеров на месте Милляра в роли Бабы Яги или детскую сказку без его участия. Еще актер сочинял стихи, рисовал шаржи и озвучивал мультфильмы. Его голосами говорят герои «Царевны-лягушки», «Незнайки» и «Чиполлино».

 «По щучьему велению» (1938)

Первая большая роль Георгия Милляра в кино была в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Эта работа была дебютом не только для исполнителя роли Царя Гороха (Милляра), но и для самого режиссера. Картина снята по одноименной пьесе Елизаветы Тараховской, в основе сюжета которой лежат четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь», «Емеля-дурачок». Картина получилась блестящей, уже тогда проявились элементы новаторства Роу: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука. Все компоненты — от антуража до актерской игры — невероятно понравились детям и взрослым.

«Василиса Прекрасная» (1939)

После первого успеха Александр Роу взялся за постановку новой сказки, где была бы активная борьба между злом и добром. Роль русского богатыря согласился сыграть Сергей Столяров, а вот найти актрису на роль Бабы-Яги никак не удавалось. Режиссера выручил Георгий Милляр, который сказал, что ни одна женщина не позволит уродовать себя добровольно. Результат превзошел все ожидания: худой Милляр в гриме Бабы-Яги выглядел устрашающе и зловеще. После этого Милляр не раз воплощался в роль страшной старухи и прочей нечисти. Так, например в фильме «Марья искусница» он сыграл страшного и одновременно забавного Квака, для которого сам придумал походку и манеру речи. А роль Бабы Яги в сказке «Морозко» стала образцом для подражания многих современных актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

Другой запоминающейся ролью актера был Кащей Бессмертный. Самая первая роль Кащея в одноименном фильме Александра Роу далась актеру нелегко. Георгий Францевич снимался после перенесенной малярии, сильно исхудавшим, по его словам, он весил «45 килограммов с ботинками». Такое телосложение позволило получить достоверный образ с минимальным нанесением грима. Кащей получился действительно страшным. Говорили, что даже лошадь была напугана им и ей пришлось закрывать глаза. Образ Кащея был заимствован с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». В 1967 году в фильме Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы» Георгий Милляр снова порадовал ролью Кащея. Это был уже другой персонаж, более симпатичный и скорее комичный, чем страшный.

«Финист-Ясный сокол» (1975)

Георгий Францевич снялся у Александра Роу еще в 16 фильмах сыграв около 30 ролей. Совместная работа двух мастеров сказочного жанра переросла в крепкую дружбу. Александр Роу планировал снять сказку о русском богатыре Финисте, но до съемок не дожил. Киносъемку осуществил его ученик — Геннадий Васильев. Лейтмотивом сказки была не только любовь, но и верность Родине. Закованный врагами в цепи Финист произносит: «Кто за Родину сражается, защищает дело правое, тот бессмертен в доброй памяти. Не боюсь я тебя подлого. Не бывало на Руси богатырей предателей». Георгий Милляр в фильме сыграл  слугу главного злодея царя Картауса – коварного оборотня Кастрюка. Кастрюк-Милляр превратил Финиста в страшное чудище, которое красна девица сумела расколдовать.  В 1976 году фильм получил приз на фестивале детских фильмов в Испании.

Евгения Крючкова,
главный библиотекарь Центра литературы по искусству

12.11.2023
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.