Дата в календаре

Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. В 1891 году тогда еще Алексей Пешков отправился в путешествие по Руси. В селе Кандыбино Николаевской области Украины писатель стал свидетелем истязания толпой неверной мужу жены. Будущий писатель решился заступиться за женщину, за что был очень сильно избит, после вывезен далеко за пределы села и выброшен в грязь. Ехавший с сельской ярмарки шарманщик подобрал его и отвез в больницу города Николаев. Там его соседом по палате оказался босяк. Горький позже вспоминал: «…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш». 

Три года спустя писатель В. Г. Короленко побудил Горького создать рассказ:

«…вы хорошо рассказываете… попробуйте вы написать что-либо покрупнее, для журнала…. Напечатают вас в журнале, — и, надеюсь, вы станете относиться к себе более серьезно!».

Так появилось одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». Рассказ входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века. Горький считал босяков «интересным человеческим материалом». В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже обыкновенных людей, но чувствуют и осознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».

Как во всех своих романтических произведениях Горький в своем рассказе затрагивает тему смысла жизни. Для крестьянского юноши Гаврилы смысл жизни в безбедном существовании семьянина, крепкое хозяйство, налаженный быт; для босяка Челкаша – вольное бродяжничество, независимость от денег и душевное спокойствие. Горький пытается заставить читателя по-иному взглянуть на социальную прослойку так называемых «отверженных», поэтому он делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем, готовым из-за денег убить своего друга. Демократизм и революционизирующее значение рассказа подчеркивал в воспоминаниях о своей юности А.  Макаренко: «...Мы старались понять, почему «Челкаш» забирает нас за живое. Разве мы все не были обречены пережить нищенские идеалы Гаврилы?  Мы поняли, что наша жизнь действительно гнусная. Так началось новое мое сознание гражданина. Я не могу отделить его от имени Горького».

Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность.

Ирина Санникова,
главный библиотекарь
отдела хранения основного фонда

20.07.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.