Школьная программа на экране. Одиннадцатый выпуск

Русская литература ХХ века имеет крайне сложную историю. Это связано с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже XIX-XX веков. Произведения отечественной литературы, изучаемые в 9 классе, призваны не только расширять литературный кругозор, но и формировать высокие нравственные чувства учащихся. Воплощение на экране произведений советских писателей продолжает лучшие традиции отечественной классики.

«Мои университеты»

Фильм Марка Донского завершает трилогию фильмов по автобиографическим повестям Максима Горького. Три серии фильма («Детство Горького», «В людях», «Мои университеты») снимались поочередно и выходили на экраны в 1938, 1939 и 1940 годах. Фильмы Донского были высоко оценены как отечественными кинокритиками, которые отмечали бережное следование классическому тексту горьковских произведений, так и зарубежными кинематографистами. Трилогия собрала несколько престижных кинопремий, многие известные режиссеры изучали советское кино и творчество самого Горького именно по фильмам Марка Донского. Школьникам, чтобы лучше понять фильмы, советуем приступать к просмотру кинолент после прочтения горьковской автобиографии.

«Собачье сердце»

«Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко был снят в 1988 году на черно-белую пленку для стилизации под фильмы 20-х годов. Композитор Владимир Дашкевич написал музыку к фильму, в которой, как того и хотел режиссер, идя за повестью Булгакова, слышатся тревожные и даже трагические предчувствия, связанные с размышлениями о будущем человека и судьбе цивилизации. В основе фильма — одноименная повесть Михаила Булгакова, написанная им в 1925 году. Повесть к печати запретил Лев Каменев, написав: «Это острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя». Впервые повесть напечатали за границей в 1968 году, а у нас – в 1987 году. Первая экранизация тоже была за рубежом: режиссер Альберто Латтуада поставил итальяно-немецкую картину под названием «Почему лает господин Бобиков?» в 1976 году.  В его картине по сравнению с советским фильмом Бортко все наоборот: профессор Преображенский и Борменталь — представители нарождающегося фашизма, Шариков — добрая трагическая фигура. 

«Василий Тёркин»

Поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны и прославляющее подвиг безымянного русского солдата. Поэма неоднократно становилась литературной основой для спектаклей. Так, в 1972 году Театр им. Моссовета поставил спектакль «Василий Теркин». В нем были заняты семь актеров — Евгений Стеблов, Александр Луньков, Юрий Кузьменков, Вячеслав Бутенко, Олег Щетинин, Владимир Демин, Леонид Евтифьев. Все они родились или перед самой войной, или во время нее. Они были детьми тех самых бойцов, которые читали на фронте «Василия Теркина». В 1979 году на телевидении был снят фильм-спектакль с участием выдающегося актера Олега Табакова. Его телевизионный «Василий Теркин» вошел в историю нашего искусства как яркий образец произведения, созданного в жанре «театра одного актера». В 2023 году планируется к выходу новая экранизация поэмы.

«Судьба человека»

В основе сценария фильма Сергея Бондарчука лежит небольшой, но очень емкий и невероятной трагичный рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Сюжет рассказа основан на истории реального человека, с которым однажды встретился Шолохов. Когда рассказ был опубликован, актер Сергей Бондарчук, к тому времени даже не бывший режиссером, решил сам снять фильм, который стал лучшей кинолентой 1959 года. О фильме писали в свое время зарубежные СМИ: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот фильм».

Продолжение следует…

Евгения Крючкова,
главный библиотекарь Центра литературы по искусству

04.12.2022
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.