Права потребителя
Уважаемый потребитель!
Здесь Вы сможете ознакомиться с основными понятиями законодательства о защите прав потребителя.
Это поможет Вам сориентироваться в конкретной ситуации и решить, как следует вести себя, какие права Вы имеете, какие требования Вы можете предъявить, если Ваши права нарушены, кому и в течение какого срока.
Итак, начнем.
Сроки ответственности
На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Это сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков Вы имеете право предъявлять претензии и требовать возмещения убытков.
Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.
- Гарантийный срок и как он исчисляется
- Срок годности и как он исчисляется
- Срок службы и как он исчисляется
Право на информацию
Вы имеете право на необходимую и достоверную информацию о приобретаемых Вами товарах или услугах.
Если Вам была предоставлена ненадлежащая информация и поэтому Ваше приобретение оказалось неудачным, то Вы вправе потребовать возмещения убытков, расторжения договора и др.
Вы купили товар с недостатками
Если Вы купили товар ненадлежащего качества, Вы имеете право предъявить продавцу (изготовителю) требования. Какие именно, зависит от степени серьезности недостатков и от времени их обнаружения.
Продавец (изготовитель) обязан в срок выполнить Ваши требование, если он нарушает сроки, то он обязан выплачивать Вам неустойку (в размере 1 % от цены товара за день просрочки).
Вы купили качественный товар
Если Вы купили качественный непродовольственный товар, но он Вам не подошел, Вы вправе обменять его на аналогичный товар в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Если нужного Вам товара нет в продаже, Вы вправе вернуть товар продавцу и получить уплаченные за него деньги.
Как защитить свои права
Если нарушены Ваши права потребителя, Вы вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с предусмотренными законом требованиями. Если он отказывается выполнить Ваши требования, нужно подать ему письменную претензию.
Если конфликт не удается разрешить, то Вам нужно воспользоваться правом на судебную защиту, а в некоторых случаях лучше обратиться в общество потребителей, Федеральный антимонопольный орган, госторгинспекцию и другие органы.
Полезные ссылки:
Роспотребнадзор. Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей
«Общественный контроль» — защита прав потребителей
«Рязанская региональная общественная организация «Центр защиты потребителей»
«Союз потребителей Российской Федерации»
Сведения о СПРФ. Текущие проекты. Закон о защите прав потребителей, комментарии к нему. Купон потребительской претензии. Рейтинги товаров. Контакты региональных объединений. Номера газеты «Ваш спрос».
«Народный юрист» — защита прав потребителей
Юридические услуги, консультирование по вопросам защиты прав покупателей, заказчиков услуг, туристов, автолюбителей. Бланки исковых заявлений. Заявка онлайн. Текст закона «О защите прав потребителей».
«Спрос» — портал цивилизованных рыночных отношений
Новости. Советы потребителям, тексты нормативных актов, образцы претензий и исковых заявлений.
«Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам»
Новости обманутых дольщиков, публикации СМИ, аналитика. Онлайн-консультации, юридическая помощь. Справочная информация об объектах долевого строительства. Форум дольщиков.
Независимая экспертиза потребительского рынка
«Черный список» фирм-нарушителей Закона о защите прав потребителей. Результаты экспертиз товаров, услуг и рекламных обещаний. Подборка журналистских расследований. Архив материалов.
«Сердитый гражданин» — система подачи жалоб
Онлайн-сервис, помогающий сформулировать и подать жалобу на некачественные товары или услуги и направить их ответственным организациям и государственным органам. Схемы действий. Документы по теме.
«Международная конфедерация обществ потребителей»
Продвижение законодательных инициатив, направленных на защиту интересов потребителей, ограничение курения и др. Информационно-образовательные программы. Состав правления, контакты.
«Объединение потребителей России»
Устав, руководство и структура организации. Перечень юридических услуг для физических лиц и организаций, прайс-лист. Электронная библиотека потребителя. Контакты.
«Книга жалоб.ру»
Отзывы о работе предприятий сферы торговли, ЖКХ, услуг. Образцы и формы жалоб, адреса организаций для их отправки, советы, законы и другая справочная информация. Форум.
«Rateshops.ru» — рейтинги магазинов
Отзывы, пользовательские рейтинги магазинов, аптек, услуг в городах России. Форум потребителя. Электронная форма для претензии. Нормативные акты, советы потребителю.
РОО Общественная организация защиты прав пациентов
Юридические консультации по правам пациентов, защита пациентов в суде. Консультации по пластическим операциям, выбор пластического хирурга. Законодательство РФ по правам пациентов.
«Клуб защиты прав туриста»
Защита прав потребителей - членов клуба во время туристических поездок по России за рубежом. Перечень услуг, цены. Советы юриста. Статьи, судебные решения и др.