Творческая встреча с художниками в рамках закрытия выставки «Постоянство памяти или трансформация»
29.04.2025
16.00
Концертно-выставочный зал Школы креативных индустрий (г. Рязань, ул. Грибоедова, д. 26/6)
12+
Исторические события и изменения в обществе напрямую отражаются в искусстве. Начиная с ХVIII века происходят промышленные революции, которые сопровождаются быстрым развитием техники и машинного производства. Технический прогресс влияет и на творчество: возникают новые образы и идеалы, в социуме меняется восприятие мира, появляются новые, непривычные методы и способы выражения действительности. Техника не может существовать обособленно от общества, но искусство показывает их соотношение в художественных образах, не давая машинам стать выше человека и гуманистического начала. Индустриализация приносит в мир изобретения и возможности, открывая новые двери для творчества художников, архитекторов, скульпторов.
Традиционную живопись изменило появление фотографии и активное развитие киноиндустрии. В конце XIX и начале XX века привычные каноны и нормы уходят на второй план, мгновения реальной жизни стала отображать фотография. «Кадры» жизни теперь запечатлевали фотографы, а не художники. Живопись пережила кризис, а затем обрела новую миссию: передавать идеи и ценности времени разными способами. Феноменом в мировом искусстве стал русский авангард.
В этот период появились новые направления: постимпрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, супрематизм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, постмодернизм.
После Великой Октябрьской революции 1917 года в Советском Союзе на смену авангарду приходит социалистический реализм. Выбор социалистического реализма Сталиным оказался более адекватным тем задачам, которые ставились перед советским обществом, – задачам воспитания нового человека. Сегодня, когда оба эти направления в искусстве стали рассматриваться с исторической дистанции, становится очевидно, что в сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда и организовать всю жизнь общества в единых художественных формах, хотя, разумеется, не в тех, которые казались желательными самому авангарду.
По всей стране открывались художественные студии, школы, училища, институты.
15 апреля 1931 года в Москве в помещении выставочного зала товарищества «Художники» состоялась первая выставка общества «Союз советских художников». На основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» были образованы Союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах. В 1957 году был создан единый Союз художников СССР (СХ СССР).
СХ СССР проводил совещания, конференции, выставки, организовывал и финансировал творческую работу, в том числе бесплатно предоставлял членам мастерские, организовывал творческие поездки по регионам. Официальными печатными органам СХ СССР являлись журналы: «Искусство» (выходил с 1933; издавался совместно министерством культуры СССР и Академией художеств СССР), «Творчество» (с 1957), «Декоративное искусство СССР» (с 1957).
В ведении СХ СССР находились Дирекция выставок, Экспериментальная студия, «Агитплакат», Художественный фонд СССР, издательство «Советский художник».
В 1968 году СХ СССР награжден орденом Ленина, а в январе 1992 года прекратил свое существование, определив своими правопреемниками Союзы художников 15 новых государств (в РСФСР правопреемником СХ СССР стали Союз художников России, Московский и Ленинградский Союзы художников).
Рязанское областное отделение Союза художников СССР было создано в декабре 1940 года. Состояла эта организация всего из трех человек, председателем был Александр Васильевич Сыров (1902–1957), который не только долгое время возглавлял организацию, но и был директором Рязанского художественного училища.
После войны организация стала быстро пополняться. Новыми ее членами в основном были вчерашние фронтовики, за редким исключением имевшие среднее художественное образование, полученное до войны.
Николай Петрович Игнатов (1915–1994) успел до начала Великой Отечественной войны получить высшее художественное образование. Закончив Рязанский художественно-музыкальный педагогический техникум (1934–1938), он поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (1938–1941). Сразу после окончания института Н.П. Игнатов ушел добровольцем на фронт, был зачислен в пехотно-стрелковый батальон. Художник закончил войну под г. Клайпедой в звании гвардии лейтенанта. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москв» и др. В послевоенные годы участвовал в создании товарищества «Рязанский художник», преподавал в Рязанском художественном училище.
История училища начинается в 1918 году – именно тогда были организованы Государственные свободные художественные мастерские.
В 1920 году мастерские были преобразованы в Рязанскую художественную школу, а с 1922 года – в Рязанский художественный техникум. В 1927 году он был слит с Рязанским музыкальным техникумом, а с 7 апреля 1939 года вновь обрел самостоятельность и название «Рязанское художественное училище» (РХУ).
В годы Великой Отечественной войны Рязанское художественное училище было расформировано. РХУ возобновило свою работу 5 октября 1945 года с открытием двух отделений – живописно-педагогического и театрально-декорационного, а также детской художественной школы при училище. В послевоенные годы формируется новый состав педагогов – довоенных выпускников училища: А.В. Сыров, Н.Л. Игнатов, Б.Н. Кузнецов, В.М. Семенихин, И.С. Тумаков, А.Н. Молчанов, В.Н. Молчанов, Г.К. Вагнер, А.С. Эфрон, И.П. Борщев.
В 50-х годах преподавательский состав значительно обновился выпускниками художественных институтов Москвы, Ленинграда, среди них: И.И. Акинчев, П.И. Будкин, В.Е. Куракин, Н.Н. Михайлов, Г.Н. Раков, С.Ф. Якушевский. Позднее в их состав вошли: Л.Н. Никонов, А.В. Хохлов, Н. С. Денисов, Н.Г. Романов, В.А. Голиков, А.А. Дубинин, В.В. Агеев, В.А. Иванов, В.А. Душенко, Л.А. Соколов, В.И. Николаев, В.А. Шестаков, В.И. Ляхов, Л.Н. Ляхова, Е.С. Драгункина, А.В. Суханов, В.С. Шелудяков, Ю.П. Кузнецов, Г.С. Ромашкина, Ф.С. Смирнов, М.В. Горбылева, Л.В. Григорова, Л.П. Шеретова, В.С. Исаева, Т.Н. Егорова, В.И. Каушкин, Е.А. Борисов.
В послевоенные годы в Рязани довольно быстро формируется отлаженный механизм художественной жизни. В 1946 году распахнула свои двери для учащихся Детская художественная школа № 1. Особое оживление началось в 50-е годы, когда в Рязанское отделение Союза художников СССР пришли образованные и талантливые художники: С.Ф. Якушевский, П.И. Будкин, В.Е. Куракин, Г.В. Раков, К.К. Шелковенко, Б.М. Заруба, искусствовед С.М. Степашкин и другие.
В конце 50-х – начале 60-х годов появляется новая плеяда художников – это живописцы В.А. Иванов, Ю.П. Кузнецов, О.А. Бусыгина. Художники оказались в центре культурной жизни Рязани, стали ее мотором. В.А. Иванов и О.А. Бусыгина попали под кампанию борьбы с формализмом, которая началась после посещения выставки, посвященной 30-летию МОСХА, Н.С. Хрущевым.
В целом 60-е годы подняли планку рязанского искусства, внесли новое понимание задач искусства, и в последующие десятилетия этот процесс продолжал развиваться. Однако в общем процессе всегда есть фигуры, творчество которых невозможно не выделить. На 60-е и первые годы 70-х пришлось начало творческого пути таких творцов, как В.В. Агеев, А.М. Титов, А.Н. Мотин, В.Д. Чавкин, В.А. Подгорный. В это же время формируется группа ярких рязанских графиков – В.А. Шестаков, В.В. Семин, В.С. Шелудяков, В.А. Душенко, А.В. Суханов и некоторые другие, чей дальнейший творческий путь был связан в основном с живописью. В конце
60-х в Рязани начинается творческий путь скульпторов А.П. Усаченко и Б.С. Горбунова, выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И Е. Репина.
Этот период ознаменован расцветом декоративно-прикладного искусства в Рязанском крае – скопинской керамики, кружевоплетения, вышивки. М.М. Пеленкин, Д.А. Смирнова, В.В. Грумкова – не просто выдающиеся мастера, с чьим искусством знакома вся Россия. Каждый из них – это человек-школа, одновременно вершина и основа творчества для всех последующих поколений мастеров декоративно-прикладного искусства.
В 1960 году в Рязанском художественном училище было открыто оформительское отделение, ставшее ведущим направлением в подготовке специалистов, востребованных временем.
В начале 70-х годов в Рязани появилась целая плеяда художников, в искусстве которых, так или иначе, преломлялась основная парадигма 70-х – уход от прямой публицистичности в сферу тонких и глубоких переживаний, усложнение художественного языка, увлечение художественным опытом прошлых эпох. Это живописцы В.А. Минкин, С.В. Ильина, Л.П. Дунаева, Т.П. Власова, И.Г. Власов, В.В. Корсаков, В.И. Николаев, Д.Г. Шаландин. Яркий расцвет печатной графики (офорта) был связан с творчеством С.И. Ковригина и М.К. Шелковенко.
Выпускница Абрамцевского художественно-промышленного училища Р.А. Лысенина с 1975 года становится постоянным участником всероссийских, зарубежных выставок. После окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной в 1987 году состоялась первая персональная выставка мастера.
С 1994 года в Рязани живет и работает Маргарита Левкоевна Будылева – выпускница Тбилисской государственной академии художеств (1971–1977), член Союза художников СССР – России (с 1981). До 2009 года М.Л. Будылёва много времени отдавала преподавательской деятельности, работая в Лицее искусств города Рязани.
Тысячи рязанцев закончили Детскую Художественную Школу № 1 и Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера. Многие из них стали профессиональными художниками, архитекторами, дизайнерами, искусствоведами. Еще больше выпускников нашли свое призвание в других профессиях, но осталось в них трепетное отношение к красоте окружающего мира, к удивительному миру изобразительного искусства.
Неоценимый вклад в развитие культуры и искусства Рязанского края внесли: доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Союза ССР Георгий Карлович Вагнер, чье имя училище носит с 1998 года; народный художник РСФСР Анатолий Михайлович Титов; заслуженный работник культуры РСФСР Степан Михайлович Степашкин; заслуженный деятель искусств Владимир Александрович Иванов; заслуженный работник культуры РФ, директор Детской художественной школы № 1 (1987–1995) и Лицея искусств (колледжа ДПИ) г. Рязани (1996–2005) Людмила Дмитриевна Преснякова; почетный работник общего образования, член-корреспондент Российской академии народного искусства Анатолий Степанович Пресняков.
Статусным событием для всех художников Рязани стала Пятая зональная выставка «Художники Нечерноземья», которая состоялась в нашем городе в 1980 году. Это была одна из самых ярких страниц в истории Рязанского Союза художников.
Времена перестройки в СССР были овеяны романтическими идеями.
В 90-е годы впервые в истории организации состоялись персональные выставки в залах Академии художеств в Москве и Санкт-Петербурге (В. Минкин «На земле Рязанской»), в Российском этнографическом музее (Сергей Ковригин «Власть чувств»). По инициативе Р.А. Лысениной в 1991 и в 1993 годах в Рязани прошли два симпозиума «Скульптура в камне», в которых участвовали скульпторы из многих городов России. На самую середину 90-х годов пришелся тройной юбилей – 900-летие Рязани, 50-летие Победы и 100-летие Сергея Есенина. Именно Рязань стала местом проведения республиканской выставки «О Русь, взмахни крылами!», что стало повторением триумфа Пятой зональной выставки.
В 1991 году группа скопинских гончаров, среди которых были члены СХ Т.К. Голованова, Т.В. Лощинина, Н.К. Насонова, А.И. Рожко, художники декоративно-прикладного искусства (вышивка и кружевоплетение) В.В. Грумкова и Д.А. Смирнова, были удостоены Государственной премии России в области изобразительного искусства.
Ирина Николаевна Протопопова, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, отмечает, что «в рязанском союзе художников, как и всюду в подобных организациях есть яркие таланты, фигуры первой величины, творческие лидеры, известные далеко за пределами региона, желанные гости на всероссийских выставках, мастера, по творчеству которых узнают организацию. В Рязани это большая группа живописцев, исповедующих в основном реалистические традиции живописи, как правило, они отмечены почетными званиями, то есть лидерство их далеко не случайно, среди них немало преподавателей старейшего в России Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера».
Двадцать три года (1967–1988) РО СХР возглавлял В.А. Иванов – заслуженный деятель культуры РФ, директор Рязанского государственного областного музея имени И.П. Пожалостина (1988–2009). Вслед за ним председателями были М.К. Шелковенко (1988–1994), Б.С. Горбунов (1994–2004) – выдающиеся фигуры, оказавшиеся у руля в нужное время, умевшие «держать удар» всех вызовов сложного периода.
В настоящее время (с 2018 г.) председателем организации является В.Л. Грушо-Новицкий – один из ведущих рязанских живописцев, главной задачей которого является сохранение традиций рязанской художественной школы.
Однако, необходимо помнить, что любое направление в искусстве, которое сейчас мы называем классическим, в момент появления было современным. А современное нам, возможно, позже станет классикой и будет называться традиционным. Художник создает новые символы и образы, которые отражают современную реальность и помогают людям лучше понять себя и свое место в мире. Задача художника – предложить новые интерпретации реальности, создать альтернативные модели восприятия мира и найти собственные ответы на экзистенциальные вопросы.
Несомненно, эпоха индустриализации дала искусству новые возможности и толчок к развитию. Три промышленные революции сделали мир таким, каким мы знаем его сегодня. Сейчас на наших глазах происходит четвертая промышленная революция. Благодаря новым цифровым технологиям происходят большие изменения в творческом понимании искусства.
Ярким примером новой альтернативной модели восприятия мира является картина Олимпиады Бусыгиной «Пути-дороги». В 2008 году художник индустриальной эпохи, запечатлевшая на своих полотнах Рязанскую ГРЭС в Новомичуринске практически с момента начала строительства в 1968 году, создает масштабное полотно, все пространство которого занимает силовой трансформатор – электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования напряжений переменного тока, сохраняя при этом его частоту, а также для преобразования самой системы электроснабжения. Трансформатор О. Бусыгиной имеет три так называемых «ввода», которые имеют прямую ассоциацию с русскими народными сказками, в которых герой оказывается на перепутье трех дорог.
Следуя идеям М.М. Бахтина: «дорога в фольклоре никогда не бывает просто дорогой, но всегда либо всем, либо частью жизненного пути; выбор дороги – выбор жизненного пути…». Путь-дорога для сказочного героя – его судьба, и выбирая, по какому пути идти, как идти по выбранному пути, герой проходит главное испытание в своей жизни, за что получает либо награду, либо наказание.
Таким образом, путь-дорога представляется в русской ментальности как пространственная материализация времени, а картина О. Бусыгиной «Пути-дороги» становится символом новой цифровой революции, направленной на прогнозируемую трансформацию глобального общества в единую киберфизическую систему.
Последние десятилетия приносят художникам инструменты, которые в прошлом и представить нельзя было. Виртуальная реальность, искусственный интеллект позволяют создать не просто рисунок на плоскости, а целый интерактивный проект. К средствам живописи добавляются видеоарт, инсталляция, перформанс. И получается проект со множеством граней и смыслов. Творчество трансформируется в соответствии с новыми реалиями. Искусство постепенно становится функциональным. Происходит синтез классических методов творчества с современными цифровыми технологиями, что дает предпосылки к образованию новых направлений в искусстве.
С 2021 года рекордными темпами в России развивается сфера креативных (творческих) индустрий. Рязанская область активно включилась в этот процесс.
На основе классификаций зарубежных стран Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) выделил 16 креативных индустрий, которые сейчас развиваются в России. К ним относятся: арт-индустрия; народные промыслы; музыка, исполнительское искусство; кино и анимация; фотография; издательская деятельность; телерадиовещание; IT и видеоигры; реклама; дизайн; архитектура; мода; ювелирное дело; библиотека, архивы, музеи; культурное наследие; образование в креативных индустриях.
В креативных индустриях работают фотографы, рекламщики, ювелиры, издатели, полиграфисты, кинематографисты, разработчики ПО и видеоигр, музыканты, архитекторы, библиотекари, журналисты, дизайнеры, люди искусства и все те, кто создает продукты на стыке творчества, науки и технологий.
В Рязани уже 20 лет готовят специалистов по новым направлениям творческих индустрий в ведущих вузах региона: в Рязанском государственном радиотехническом университете имени В.Ф. Уткина, Рязанском институте (филиале) Московского политехнического университета, Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина.
Наставничество в творческих профессиях играет огромную роль для развития и поддержки молодых талантов. Творческий процесс часто требует не только навыков и знаний, но опыта и уверенности. Ярким примером успешных наставнических отношений можно назвать известных рязанских преподавателей, посвятивших свою жизнь искусству и воспитанию юного поколения, активно включившегося в процесс развития креативных индустрий.
Среди них: заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств, почетный работник СПО РФ Василий Иванович Колдин, с 1978 по 2024 год возглавлявший Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера – одно из лучших художественных училищ страны; заслуженный художник РФ, почетный член Всероссийского Геральдического общества, почетный гражданин города Рязани Михаил Константинович Шелковенко, стоявший у истоков создания кафедры информационных технологий в графике и дизайне Рязанского государственного радиотехнического университета имени В.Ф. Уткина; заслуженный художник РФ, доцент кафедры информационных технологий в графике и дизайне Рязанского государственного радиотехнического университета имени В.Ф. Уткина Виктор Васильевич Корсаков; почетный член Российской академии художеств, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, заслуженный художник РФ, почетный гражданин города Рязани, Президент Фонда «Творческое достояние», член Совета творческих союзов при министерстве культуры Рязанской области, доцент кафедры информационных технологий в графике и дизайне Рязанского государственного радиотехнического университета имени В.Ф. Уткина РФ Раиса Алексеевна Лысенина; кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Марина Анатольевна Денисова; кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России, советник государственной гражданской службы 3 класса, доцент кафедры «Архитектура, градостроительство и дизайн» Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, доцент Наталья Александровна Осина.
Наставник – это не только учитель. Взаимодействие между опытным мастером и учеником может изменить не только судьбы отдельных людей, но и целые направления в искусстве и культуре.
В работах молодых художников Александра Дёмкина, Вячеслава Прошина, Дарьи Кантаржи, Леонида Агальцова мы видим, как в зеркале, отражение новой наступающей цифровой реальности.
Искусство не находится в безвоздушном пространстве. Оно плоть от плоти той жизни, которая случается на наших глазах, с нами и в нас. И наш выбор, наши собственные интерпретации – это наша личная ответственность.
У Ганса Зедельмайра, великого австрийского историка и теоретика искусства, была идея «середины» как смысловой сердцевины произведения искусства, как собственного органичного места, к которому стремятся все вещи мира, как в физике Аристотеля. Эта середина может быть «спрятана» под наслоениями контекстов, под многочисленными историческими и психологическими взаимосвязями, но она есть. И именно она, как «место» Аристотеля, куда стремится все сущее и есть то, что определяет искусство как искусство.
Неважно, видим ли мы в конкретном случае эту середину или нет; неважно, можем мы доказать существование такой «середины» или нет. Надо все равно жить так, как будто она есть! Как будто эта магическая середина – факт в искусстве, в жизни, как будто – это наша судьба.
Основные направления современного искусства
- Абстракционизм. Зародился в западных странах в ХХ веке. Это был вызов действительности, реализму и всему привычному. Художники стали изображать идею в виде точек, пятен, линий и плоскостей разных цветов. Примером служат работы В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина.
- Сюрреализм. Первые произведения в этом стиле создал Сальвадор Дали. Особенность направления в том, что предметы изображают деформированными, не такими, какие они есть на самом деле. Ощущение от произведений: как будто это сон, то, что не контролирует разум. Сюрреалистичное происходящее притягивает и отталкивает одновременно. Примером служат работы Рене Магритт.
- Инсталляция. Это создание композиции из разных материалов, готовых форм и предметов (бытовых, промышленных, природных). Композиция должна представлять собой единое целое и доносить до зрителей мысль автора, какую-либо метафору или философскую идею. Инсталляция может занимать целые залы на выставках и формировать интерьер. Вещи в инсталляции часто играют символическую роль, а не практическую.
- Поп-арт. Переводится как «общедоступное искусство». Появилось это направление как замена непонятного людям абстракционизма на всем доступный реализм. Пусть и несколько приукрашенный, романтизированный. Обычную вещь массового потребления поп-арт изображает как привлекательную и всеми желанную. Примером служат работы Р. Гамильтона. В целом, стиль похож на рекламные плакаты.
- Диджитал-арт. Цифровой арт. Сюда относятся произведения, созданные с помощью компьютерного алгоритма. Это и компьютерная графика, и арт с технологией дополненной реальности, и созданные искусственным интеллектом изображения.
- Оп-арт. Оптический арт. Авторы создают зрительные иллюзии, сочетают объемные и плоские фигуры так, что возникает ощущение движения или неустойчивости. Художник использует повтор, задает фигурами ритм, играет оттенками, спиральными и решетчатыми пересечениями линий. И так получает нужный эффект объема и «оживания» шедевра.
- Фотореализм (или гиперреализм). Это когда картину сложно отличить от фотографии, когда окружающий мир изображен гипер- или сверхреалистично. Делается это для усиления восприятия, более острого чувствования человека, техногенного мира или привычных предметов. К этому же направлению относятся выставки полимерных фигур людей, которые почти не отличишь от живых.
- Энвайронмент. Основная идея – произведение (чаще архитектурное) должно гармонично вписываться в окружающую среду. Подчеркивается единство городского мира и природного. В качестве материалов используют обычно натуральные: дерево, землю, уголь, камни.
- Стрит-арт. Уличный арт, творчество в условиях города. Это изображения, скульптуры, инсталляции, графика. Самое популярное – граффити – небольшие рисунки или целые композиции на стенах. Фасады высоток, бетонные арки зданий, стены гаражей – любые подходящие поверхности. Одни используют трафареты, другие рисуют без заготовок.
- GPS-рисование. Необычное направление арта: художники создают рисунок на карте, а затем идут или едут по выстроенному треку. Авторы рисунков могут передвигаться пешком, либо на автомобиле, велосипеде или самокате. Весь путь на карте записывается с помощью приложения на телефоне или «умных» часов. Подобным рисованием увлекаются чаще не художники, а спортсмены. Сложность рисунков разная: от простых геометрических фигур до портретов!
ИСТОЧНИКИ:
Штейн С. Ю. Онтология «современного искусства» // Артикульт. 2017. 27(3).
https://www.shrzn.ru/?ysclid=m9beqjzy6b939865703
https://dhsh1.rzn.muzkult.ru/?ysclid=m9besxyoaz726183431