«Беру в руки палитру и малюю…»
Состоялась встреча поклонников творчества Я.П. Полонского. Очередную «пятницу» сотрудники библиотеки посвятили разговору об одном из самых сильных увлечений поэта – живописи и ее месту в жизни нашего знаменитого земляка. Участниками встречи были юные любители изобразительного искусства из студии, в течение многих лет работающей в школе № 7 под руководством заслуженного учителя Российской Федерации Елены Сергеевны Семеновой.
В этот день ребята узнали, что первые уроки рисования Полонский получил в рязанской гимназии, а любовь к изобразительному искусству не покидала поэта всю его жизнь. Дорожные альбомы поэта-художника являлись своеобразными «записными книжками», в которых Яков Петрович стремился запечатлеть все, что его интересовало, все необходимое для дальнейшей работы над художественными произведениями.
Вспоминая время, когда он брал уроки живописи у Франсуа Дидэ, Полонский пишет: «Пребывание в Женеве … было самое счастливое время моей жизни. Живопись или пристрастие к кисти и палитре спасло меня от учительства и от вынужденного нуждой гувернерства. Ко мне, казалось, вернулись и моя юность и моя свежесть и беззаботность…».
Везде, где ему приходилось бывать, Полонский старался запечатлеть красоту природы. Так появлялись его рисунки и этюды, выполненные в гостеприимном Овстуге Ф.И. Тютчева и в Спасском-Лутоновинове и Воробьевке во время пребывания там у самых близких друзей – И.С. Тургенева и А.А. Фета. Живописные этюды Полонского, сделанные в Спасском, являются, пожалуй, единственными прижизненными изображениями родового имения Тургенева. Одним из самых теплых воспоминаний осталось в душе Полонского летнее пребывание в фетовской Воробьевке. «Вот уже две недели, как я у нашего поэта Фета... Я иногда беру в руки палитру и малюю», – писал Полонский поэту Майкову.
В 1888 году Полонский принял участие в традиционной ежегодной выставке Академии художеств, по итогам которой был удостоен звания «вольного общника Академии художеств». Это почетное звание принесло поэту известность среди художников.
17 лет назад, выставка, инициатором которой была библиотека, впервые познакомила рязанцев, знавших своего земляка как поэта и прозаика, с его многочисленными живописными работами. Оставленное Полонским-художником наследие велико. Только в Пушкинском Доме хранится около 500 рисунков и набросков Полонского в различной технике (карандаш, перо, сепия, акварель) и 90 этюдов масляными красками.
Полонский в своих стихах отразил и свой внутренний путь, и многие биографические факты. Он писал Фету 27 декабря 1890 г.: «...По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». Это же можно сказать и о его рисунках и живописных работах.
В заключение встречи были представлены воспоминания Я.П. Полонского «Старина и мое детство», сборник стихотворений поэта с иллюстрациями автора и альбом «Мой костер в тумане светит…», ставший первой попыткой рассказать о творчестве Полонского-художника.
Вера Буковская,
главный библиотекарь