«Подлинный певец скорби»
Встреча в молодежной секции клуба «ОЛИМП» была посвящена 185-летию со дня рождения русского художника Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882). Гостями библиотеки стали учащиеся школы № 15 г. Рязани. Программу подготовили преподаватели и учащиеся детской музыкальной школы № 6.
Автор и ведущая литературно-музыкальной композиции Ольга Анатольевна Павлова познакомила школьников с жизнью и творчеством прославленного художника, его знаменитыми картинами, репродукции которых демонстрировались на экране в формате слайд-шоу. В исполнении учащихся и преподавателей школы прозвучали музыкальные композиции из произведений русской и зарубежной классики, народные мелодии, русские народные песни.
Василий Григорьевич Перов – один из крупнейших художников второй половины XIX века, творчество которого знаменует рождение новых художественных принципов. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, сыгравшего значительную роль в демократизации искусства. Михаил Нестеров, его ученик, называл живописца «подлинным певцом скорби». Родился Василий Перов 21 декабря 1833 года в Тобольске. Отец – барон Г.К. Криденер, местный прокурор, мать – Акулина Ивановна была мещанкой. Вскоре после рождения сына родители обвенчались, но барон не мог дать ему свою фамилию и титул. Фамилия Перов возникла как прозвище, которое дал будущему художнику за красоту письма его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Первые навыки по живописи и рисованию Перов получил в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, а продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Уже во время учебы Василий получает малую серебряную медаль за эскиз. За работу «Первый чин» получил малую золотую медаль, за дипломную работу «Проповедь на селе» – большую золотую медаль и право на заграничный пансион. В 1861 году он пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе», которая принесла художнику шумный успех. В следующем году появляется другое его социальное полотно – «Чаепитие в Мытищах».
Почти два года Перов жил в Париже, где тоже проявил особый интерес к жизни бедняков. Увлекшись уличной местной жизнью, пишет картины «Шарманщик», «Савояр», «Парижские тряпичники», «Слепой музыкант». По возращении домой поселяется в Москве, много и усердно работает, о нем говорят, как о великом таланте. Внутренний протест против угнетателей жизни определял замысел практически всех его работ. Его полотна «Проводы покойника», «Тройка. Ученики-подмастерья везут воду», «Утопленница» проникнуты сочувствием и состраданием к обездоленным. Самой значительной работой считается «Последний кабак у заставы», которая, в сущности, представляет полный горечи и тоски городской пейзаж. К картинам бытового жанра относятся полотна «Дворник, сдающий квартиру барыне» и «Приезд гувернантки в купеческий дом». За «Тройку» и «Приезд гувернантки» Перов получил звание академика живописи народных сцен, потом стал профессором и преподавателем в родном училище.
В 1870-80-х годах Перов перешел преимущественно к бытописательским «охотничьим сценам». Так появились картины «Птицелов», «Странник», «Охотники на привале». Эти работы пользовались вниманием зрителей, но ни одна из них не стала значительным явлением. Лишь после обращения к жанру портрета, художнику вновь удалось вернуть подлинный успех. Он создал ряд превосходных изображений представителей передовой русской интеллигенции: А.Н. Островского, В.И. Даля, Ф.М. Достоевского и других. Заканчивал свою жизнь Василий Перов так же бедно, как и начинал. Успеха не было, картины продавал недорого, а преподавал почти задаром – за одно лишь право жить в казенной квартире. У него быстро развилась чахотка, оборвавшая его жизнь.
Мероприятие позволило учащимся открыть для себя одну из ярких страниц отечественной художественной культуры.
Лариса Кукина,
руководитель клуба «ОЛИМП»