«Подлинный певец скорби»

Встреча в молодежной секции клуба «ОЛИМП» была посвящена 185-летию со дня рождения русского художника Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882). Гостями библиотеки стали учащиеся школы № 15 г. Рязани. Программу подготовили преподаватели и учащиеся детской музыкальной школы № 6.

Автор и ведущая литературно-музыкальной композиции Ольга Анатольевна Павлова познакомила школьников с жизнью и творчеством прославленного художника, его знаменитыми картинами, репродукции которых демонстрировались на экране в формате слайд-шоу. В исполнении учащихся и преподавателей школы прозвучали музыкальные композиции из произведений русской и зарубежной классики, народные мелодии, русские народные песни. 

Василий Григорьевич Перов – один из крупнейших художников второй половины XIX века, творчество которого знаменует рождение новых художественных принципов. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, сыгравшего значительную роль в демократизации искусства. Михаил Нестеров, его ученик, называл живописца «подлинным певцом скорби». Родился Василий Перов 21 декабря 1833 года в Тобольске. Отец – барон Г.К. Криденер, местный прокурор, мать – Акулина Ивановна была мещанкой. Вскоре после рождения сына родители обвенчались, но барон не мог дать ему свою фамилию и титул. Фамилия Перов возникла как прозвище, которое дал будущему художнику за красоту письма его учитель грамоты, заштатный дьячок.

Первые навыки по живописи и рисованию Перов получил в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, а продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Уже во время учебы Василий получает малую серебряную медаль за эскиз. За работу «Первый чин» получил малую золотую медаль, за дипломную работу «Проповедь на селе» – большую золотую медаль и право на заграничный пансион. В 1861 году он пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе», которая принесла художнику шумный успех. В следующем году появляется другое его социальное полотно – «Чаепитие в Мытищах».

Почти два года Перов жил в Париже, где тоже проявил особый интерес к жизни бедняков. Увлекшись уличной местной жизнью, пишет картины «Шарманщик», «Савояр», «Парижские тряпичники», «Слепой музыкант». По возращении домой поселяется в Москве, много и усердно работает, о нем говорят, как о великом таланте. Внутренний протест против угнетателей жизни определял замысел практически всех его работ. Его полотна «Проводы покойника», «Тройка. Ученики-подмастерья везут воду», «Утопленница» проникнуты сочувствием и состраданием к обездоленным. Самой значительной работой считается «Последний кабак у заставы», которая, в сущности, представляет полный горечи и тоски городской пейзаж. К картинам бытового жанра относятся полотна «Дворник, сдающий квартиру барыне» и «Приезд гувернантки в купеческий дом». За «Тройку» и «Приезд гувернантки» Перов получил звание академика живописи народных сцен, потом стал профессором и преподавателем в родном училище.

В 1870-80-х годах Перов перешел преимущественно к бытописательским «охотничьим сценам». Так появились картины «Птицелов», «Странник», «Охотники на привале». Эти работы пользовались вниманием зрителей, но ни одна из них не стала значительным явлением. Лишь после обращения к жанру портрета, художнику вновь удалось вернуть подлинный успех. Он создал ряд превосходных изображений представителей передовой русской интеллигенции: А.Н. Островского, В.И. Даля, Ф.М. Достоевского и других. Заканчивал свою жизнь Василий Перов так же бедно, как и начинал. Успеха не было, картины продавал недорого, а преподавал почти задаром – за одно лишь право жить в казенной квартире. У него быстро развилась чахотка, оборвавшая его жизнь.

Мероприятие позволило учащимся открыть для себя одну из ярких страниц отечественной художественной культуры.

Лариса Кукина,
руководитель клуба «ОЛИМП»

 

05.02.2019
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.