Арт-час с Андреем Балашовым
В центре литературы по искусству прошла очередная встреча с Андреем Балашовым «О чем говорят картины русского художника Николая Ге». Она продолжила просветительский цикл, знакомящий публику с именами и творениями великих мастеров изобразительного искусства.
В ряду блистательных имен – Николай Ге (1831–1894), русский художник-живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Его работы отличались новаторской трактовкой канонов академического искусства, прежде всего евангельской тематики. Картины Николая Ге вызывали бурные споры и дискуссии современников, которые при этом отдавали дань его поразительному мастерству.
Личность и учение Христа – постоянно занимавшая художника тема. Уже его ранняя картина «Тайная вечеря» (1863), привезенная из пенсионерской поездки в Италию после окончания Петербургской Академии художеств, имела такой успех, что Академия художеств, идя на компромисс, присвоила ему звание профессора исторической и портретной живописи. Картина имела сильное воздействие на зрителей – они словно слышали голос Иисуса Христа, обратившегося во время своей последней трапезы к ученикам: «Один из вас предаст меня».
Удачей художника стала картина из русской истории «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), в которой реальные события были показаны во всей правде характеров, ситуаций и достоверности обстановки. В трактовке художника здесь показан не просто конфликт отца и сына, личная драма, а столкновение двух противоборствующих исторических сил.
Последние пятнадцать лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике. Он создает «Страстной цикл» о последних днях Христа, куда вошли картины «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (1891), «Суд Синедриона» (1892), «Распятие» (1894) и другие, появившиеся после знакомства с Л.Н. Толстым и его учением. Это рассказ об истине и добре, обреченных на страдания, о нравственном усовершенствовании человечества через личную жертву. Художник достиг потрясающих результатов в изображении физических и нравственных мук человека, обрисовав их с необыкновенной силой и достоверностью. Одной из наиболее глубоких по содержанию и новаторской по форме явилась картина «Голгофа» (1892). Прием противопоставления персонажей, часто используемый художником, находит здесь яркое и лаконичное выражение: властно простертая рука, подающая сигнал к казни, и Христос, находящийся в ожидании долгой и мучительной смерти во имя искупления. Картина не была закончена, публика увидела ее лишь после смерти художника: это удивительное полотно даже сегодня поражает воображение.
Знакомство с творчеством Николая Ге, разбор его картин, обращение к истории их создания, сюжету, художественному своеобразию работ, помогло аудитории погрузиться в творческий мир художника, его философско-этические искания, поиск ответа на запросы современности. Ге верил, что искусство способно преобразить действительность, переменить жизнь ближнего и всей России к лучшему.
В завершение лекции Андрей Балашов ответил на вопросы аудитории.
Следующая встреча состоится через неделю и будет посвящена знаменитому художнику-маринисту Ивану Айвазовскому.
Лариса Кукина,
главный библиотекарь
центра литературы по искусству