Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война вошла в историю не только как самая кровопролитная и бесчеловечная, борьба на ее фронтах шла между народами и между машинами. Это был первый в мировой истории конфликт с участием рекордного количества технических средств. Неоценим огромный вклад всех видов транспорта в победу над немецкими оккупантами. Решающая роль принадлежала отечественной автомобильной технике.
Мобильность транспорта позволяла осуществлять быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической наступательной операции 1944 года, Берлинской наступательной операции 1945 года. Общая численность автомобильного парка СССР к концу войны, согласно энциклопедии «Великая Отечественная война», составила 664,5 тыс. автомобилей.
Не было ни одного боя, ни одного сражения, которые бы проходили без участия военных водителей. Они не щадили своей жизни ради победы над врагом. За образцовое выполнение заданий командование 59 частей дорожных войск было награждено орденами. За героические подвиги и самоотверженный труд свыше 21 тыс. воинов-автомобилистов награждены орденами и медалями. 39 автомобильных частей и соединений были награждены орденами Михаила Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды. 27 частей получили почетные наименования.
В виртуальной выставке «Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны» рассказывается о базовых моделях грузовых автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ-10; легковых – ЗИС-101, ГАЗ-61-73, ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Модификации этих моделей стали основой для создания многих боевых машин – бронеавтомобилей, знаменитых «Катюш», штабных, связных, санитарных и других транспортных средств.
Наталья Курбатова,
>главный библиотекарь универсального читального зала