Библиотека имени Горького получила в дар старинные издания из коллекции семьи Ушаковых
Библиотека имени Горького получила в дар старинные издания из библиотеки михайловского художника Николая Васильевича Ушакова (1895–1948) от его внучки, Натальи Николаевны Ушаковой, хранительницы архива своей семьи, внесшей большой вклад в культурную жизнь родного города.
В течение многих лет книги и фотографии конца XIX – начала ХХ века, альбомы карандашных портретов, шаржей, видов Михайлова и путевых зарисовок, воспоминания членов семьи бережно хранились в московской квартире Ушаковых, и до сих пор были не известны специалистам музеев, краеведам и широкой публике. Работу по оцифровке и передаче архивов Ушаковых, подготовку к публикации семейных воспоминаний и писем, поиск в архивах, библиотеках и музеях провел краевед-исследователь Сергей Владимирович Нехаев, автор блога «Продвинутое прошлое города Михайлова». Сканирование крупноформатных художественных работ проведено в Рязанской областной библиотеке им. Горького, поддержавшей краеведческий проект.
Имена художников, братьев Николая и Василия Ушаковых, а также жены Николая – музыканта и педагога Марии Васильевны, тесно связаны с историей и культурой Михайловского района. Еще будучи студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества, братья в своих рисунках сохранили историческое наследие родных мест. Карандашные и акварельные рисунки городских и уездных церквей, сделанные Василием Ушаковым, дают возможность узнать подробности облика старого Михайлова, которые не сохранились на дошедших до наших дней фотографиях. С 1915 года до 1966 года Василий Васильевич неустанно исследовал архитектуру и историю усадьбы Красное бывшего фаворита Екатерины II Александра Ермолова, построенной на исходе XVIII века в стиле русской псевдоготики. Его альбомы, фотография, подробнейшие записи, результаты экспедиций хранятся в фондах Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Госархива Рязанской области, Михайловского исторического музея. До начала 1930-х годов Василий Васильевич трудился в Михайлове, как архитектор и инженер участвовал в реконструкции цементного завода, он же руководил уникальным перевозом деревянных двухэтажных домов рабочих из Симбирска в поселок завода «Спартак» (сейчас Октябрьский) на Симбирскую улицу.
Наследие его брата Николая Васильевича Ушакова, художника и педагога, более скромно, но не менее ценно в краеведческом отношении. Как и Василий, Николай много рисовал Михайлов, его репортажные рисунки выступления М.И. Калинина перед михайловцами в 1919 году бережно хранятся в Михайловском музее. В 1934 году в городе при его участии как художника был создан памятник Ленину, редкий для страны – фигуру вождя мирового пролетариата он поставил на земной шар, в свою очередь стоящий на сложном постаменте. На территории СССР из трех подобных памятников Ленину сохранился только один в Нижнем Тагиле. Михайловский постамент был утрачен в конце 1970-х гг.
Наталья Ушакова, младшая внучка Н.В. Ушакова, передала в фонд библиотеки имени Горького альбом литографий В.И. Россинского «Последние дни Л.Н. Толстого», который вышел в свет через год после смерти великого русского писателя, а также несколько других книг начала ХХ века.
Клише и печать альбома исполнены в мастерских товарищества скоропечатни А.А. Левенсон в Москве по рисункам В.И. Россинского в 1911 году. На сегодняшний день альбом является библиографической редкостью. Владимир Илиодорович Россинский (1874/1875–1919) – русский художник-портретист, график, книжный иллюстратор и театральный художник, один из интереснейших оформителей отечественной торгово-промышленной рекламы конца XIX – начала XX века. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в которое он поступил по рекомендации Ильи Репина. В.И. Россинский является автором ряда портретов известных деятелей культуры и искусства своего времени – И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, Е.П. Гославского, С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, М.Ф. Андреевой, В.Н. Фигнер и др.
Картонная обложка альбома «Последние дни Л.Н. Толстого» была восстановлена в центре консервации и реставрации библиотечных фондов Рязанской области, все листы обеспылены, литографии очищены от загрязнений, неизбежных при домашнем хранении. Издание поступило в центр редких и ценных изданий библиотеки имени Горького и доступно для читателей.
Полина Лихачева,
ведущий редактор редакционно-издательского центра