Боярыня Морозова

Когда произносится имя боярыни Морозовой, вспоминается, прежде всего, картина Василия Сурикова. Художник изобразил подлинный момент в жизни боярыни Морозовой –17 ноября 1671 год, когда ее из-под стражи в собственном московском доме повезли в заточение.

Звали боярыню Морозову Феодосия Прокопьевна, в девичестве Соковнина. Родители – Прокопий Федорович и Анисия Никитична были людьми благородными и благочестивыми. Род Соковниных не принадлежал к числу первых дворянских родов Московского царства, но имел свою историю, и по древности мог поспорить с любым из дворянских родов. Семья  Соковниных была дружной: кроме Феодосии была еще сестра Евдокия и братья Федор и Алексей. Дети получили хорошее по тому времени образование.

История не сохранила подробных сведений о детских и отроческих годах Феодосии Соковниной.  Но в допетровской Руси основную часть повседневной жизни женщины занимала домашняя работа, к которой готовили уже с четырех лет. Жили в атмосфере религиозности, высшим нравственным идеалом домашнего устройства считалось устройство, во многом подражавшее монастырскому укладу. С юных лет Феодосию отличала любовь к чтению «божественных писаний». Позднее, обращаясь к своему духовному отцу протопопу Аввакуму, она скажет: «И в девках-де, батюшко, любила Богу молитися…»

Жизнь Соковниных шла обычным чередом до ставшего судьбоносным для всей семьи 1645 года. 13 июля того года скончался  первый государь из династии Романовых  Михаил Федорович. Царем и великим князем всея Руси был объявлен совсем еще юный Алексей Михайлович, вошедший в российскую историю под именем «Тишайший». Воспитателем его («дядькой») был боярин Борис Иванович Морозов. В 1649 году младший брат  его Глеб Иванович  посватался к молодой красавице Феодосии Прокопьевне Соковниной. Было ей всего 17 лет, а жениху – 54. Но в те времена согласия невесты не спрашивали, все решала родительская воля. А жених был завидный, один из богатейших людей России.

Свадьбу отпраздновали пышно и весело. Быт семьи Морозовых был боярский, образ жизни богатый. В 1652 году у Морозовых родился сын Иван, и молодая женщина стала заботливой матерью. Когда боярыне исполнилось 30 лет, друг за другом умерли  бездетный Борис Иванович Морозов, потом его брат Глеб Иванович. Наследником всех морозовских богатств оказался мальчик Иван, а в действительности его мать – Феодосия Прокопьевна. Как вдова она должна была управлять вотчинами до совершеннолетия сына.

Церковный раскол середины 17 века расколол не только русскую церковь. Он расколол пополам русскую историю. Движение за старую веру охватило все слои русского общества. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона. Весной 1664 года в Москву прибыл после многолетней ссылки протопоп Аввакум. Морозова стала ревностной его ученицей и вместе со своей младшей сестрой Евдокией Урусовой помогала протопопу и его семье. Дом боярыни стал центром, куда стекались старообрядцы, все недовольные реформой Никона и «никонианами», все желающие послушать проповеди Аввакума. Проповеди эти досаждали властям. Церковным собором 1666 –1667 годов все раскольники были объявлены вне закона и отлучены от церкви. Аввакум с семьей посажен на несколько лет в земляную яму. Оттуда присылал он боярыне в Москву свои богословские сочинения, зная, что найдет в ней страстную читательницу.

Царь Алексей Михайлович, будучи сторонником церковных реформ, неоднократно делал попытки повлиять на мятежную боярыню посредством ее родни и ближайшего окружения. Под нажимом приходилось ей присутствовать на богослужениях, проводившихся по новому обряду. Но после того как  в 1670 году она приняла тайный постриг в монахини, взяв церковное имя Феодора, то перестала участвовать и в церковных, и в светских мероприятиях.

В январе 1671 года состоялась новая свадьба овдовевшего царя с Натальей Нарышкиной, от участия в которой Морозова отказалась под предлогом болезни. Этот поступок вызвал гнев самодержца. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, а затем князя Уварова с требованием принять церковную реформу: она отказала обоим.

В ноябре 1671 года Морозова и ее сестра Евдокия Урусова были допрошены, после чего закованы в кандалы и оставлены дома, под арестом, а затем перевезены в Чудов монастырь, где были продолжены допросы, после которых сестер отправили на подворье Псково-Печерского монастыря.

Вскоре после ареста скончался в возрасте 20 лет сын боярыни Иван. Имущество конфисковали, а ее братьев отправили в ссылку. Сестер перевезли  в город Боровск, где поместили в земляную тюрьму в местном остроге. В сентябре 1675 года умерла от голода княгиня Евдокия Урусова.

В ноябре этого же года, ненадолго пережив сестру, от полного истощения скончалась боярыня Морозова. Их так и похоронили в боровском заточении, без отпевания, завернутых в рогожи. Сейчас на месте предполагаемого захоронения мучениц старой веры выстроена часовня. 

О боярыне слагали повести ее современники, писатели и поэты последующих поколений. Достоверно, что «Повесть о боярыне Морозовой» была написана кем-то из числа людей, близко ее знавших. В рукописных списках «Повесть» просуществовала в народе почти двести лет и была опубликована только в конце ХIХ века. Она распространялась вместе с «Житием протопопа Аввакума» и служила символом народного движения раскола.

Наталья Баркова,
главный библиотекарь   универсального читального зала

По материалам книг: Кайдаш-Лакшина С. Н.  Судьбы великих русских женщин / С. Н. Кайдаш-Лакшина. – Москва: Мартин, 2005. – 576 с.

Кожурин К. Я. Боярыня Морозова / К. Я. Кожурин. – Москва, Молодая гвардия, 2012. – 380 с.

Сайты:

«Старообрядческая мысль»

«История РФ»

17.11.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.