«Человек со вздохом»: Афанасий Фет
200 лет назад, 23 ноября (5 декабря) 1820 года, в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии родился Афанасий Афанасьевич Фет, будущий русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской академии наук.
Афанасий Фет попал у критиков в разряд «второстепенных» поэтов XIX века, но без этого имени немыслимо представить историю русской литературы. В самом начале пути его благословил Михаил Погодин, одобрил первые опыты молодого поэта Белинский. Над его стихами плакал и учил их наизусть Лев Толстой, называя Фета «человеком со вздохом». Его поэзия покорила Бальмонта, восхитила Блока.
Судьба не баловала будущего поэта. 14-летний дворянин Афанасий Шеншин, неожиданно став разночинцем и иностранцем Афанасием Фетом, поставил себе целью вернуть дворянское звание и фамилию и добивался этого с большим упорством. В 1844 году он потерял мать. В 1851 году трагически погибла Мария Лазич, любимая девушка. Ее памяти посвящены многие шедевры его любовной лирики. Главная поэтическая книга Афанасия Фета «Вечерние огни» вышла только в 1883, когда ему было уже 63 года. Он переводил Байрона, Беранже, Гейне, Гёте, Мицкевича, Шиллера, познакомил русских читателей с римской поэзией и с философскими трудами Шопенгауэра. В 1884 году за перевод с объяснениями Горация получил высшую награду литератора – полную Пушкинскую премию.
Чуткий критик Николай Страхов назвал Фета «пробным камнем» для способности понимать поэзию. Современники отмечали в нем сочетание пристрастия к занятиям землевладельца с невероятным поэтическим даром. Сам же поэт дал себе лаконичную характеристику в письме великому князю Константину Константиновичу: «Кто я такой? Уложусь в четыре слова по убыванию значимости. Солдат, коннозаводчик, поэт и переводчик».
На музыкальных вечерах у Фета в доме на Плющихе перебывала вся литературная и музыкальная Москва. Уже в самом начале 1840-х годов поэзия Фета привлекла внимание композиторов. Чайковский писал: «Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант…». Русские композиторы ХIХ и ХХ вв. создали более двухсот романсов на стихи Фета, многие из которых стали вокальной классикой.
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Фетовская верность «красоте мира» продолжает волновать и наших современников. Автор-исполнитель Сергей Морозов создал цикл из 12 романсов на стихи Фета и выпустил в 2010 году компакт-диск. Музыку к философски и психологически насыщенному стихотворению «Напрасно» написал хорошо известный Сергей Никитин. Живет и цыганский романс на слова А. Фета «Снова слышу голос твой», который входил в репертуар многих цыганских певцов. В фильме «Главный калибр» (2006) этот романс исполняет герой Алексея Фаддеева.
Если вы давно не снимали томик Фета с полки, если никогда не читали его, вам стоит включить его в свой обязательный для чтения список.
Вера Буковская,
главный библиотекарь кафедры периодических изданий