Дата в календаре
Айседора Дункан взяла у природы
ту силу, которая зовется уже не
талантом, а гением.
Огюст Роден
27 мая 1877 года в американском Сан-Франциско родилась выдающаяся танцовщица Айседора Дункан, ставшая одним из символов революционной творческой свободы.
Следуя концептуальным взглядам крупнейших философов прошлого и своих современников (Платона, Жан-Жака Руссо, Фридриха Ницше), она разработала танцевальную систему и пластику движений, основанную на культуре античных традиций. На рубеже XIX и XX веков Айседора совершила революцию в балетном искусстве.
Дункан создала собственную школу танца для одаренных детей в 1909 году во Франции, в Бельвю под Парижем, а в 1921 году в Москве, куда она приехала по приглашению советского революционного правительства.
Но знакомство танцовщицы с Россией состоялось раньше, в 1904–1905 годах она гастролировала в Санкт-Петербурге и Москве. Через 17 лет Айседоре представилась возможность осуществить мечту: создать из детей беднейших пролетариев прекрасных людей будущего, и все это в условиях продолжающейся в России Гражданской войны, голода и экономической разрухи. Помощь в создании танцевальной школы со стороны правительства была оказана Луначарским, Красиным, Чичериным и Подвойским.
В том же 1921 году произошло ее знакомство с величайшим российским поэтом Сергеем Есениным, которое на следующий год было скреплено брачным союзом, продолжавшимся более двух лет. Супругам была присвоена фамилия Дункан-Есенины, а Айседора приняла советское гражданство. В течение этого времени супруги предприняли творческую поездку по странам Европы и в Северную Америку. За границей они встречались с Алексеем Толстым и Максимом Горьким.
Не зная русского языка, Дункан слышала в стихах Есенина музыку. Высоко ценя его поэзию, она хорошо понимала то предназначение, которое было предначертано ему свыше. В продолжение путешествия Сергей Есенин задумал и начал большие произведения: «Страна негодяев», «Черный человек», работал над изданием своих прежних стихов, писал новые. В то же время поэт собрал материал для публицистического очерка «Железный Миргород». Айседора предваряла свои музыкальные спектакли с исполнением танцевальных номеров на темы революционных песен встречами со зрителями и прессой.
Правительства капиталистических государств восприняли подобные гастроли как пропаганду коммунистических идей Советской России, называя супругов «красными агитаторами». Итогом турне стало лишение Дункан гражданства и запрет на въезд в США.
Между тем, к завершению совместного путешествия супруги решили расстаться. После возвращения в Россию весной 1924 года Айседора решила самостоятельно предпринять поездку по республикам Закавказья. Осенью того же года она выехала в Париж. До 1928 года обучающим процессом в школе танца руководила ее приемная дочь и воспитанница Ирма Дункан. Танцоры активно участвовали в торжествах Страны Советов, много гастролировали по городам отечества и выезжали за рубеж. В декабре 1924 года и Рязань рукоплескала танцевальному коллективу под руководством Ирмы Дункан, о чем говорится в восторженной заметке корреспондента губернской газеты «Рабочий клич» за 25 декабря.
Школа-студия была расформирована в 1949 году. Принципы, на использовании которых основывалась система обучения свободному танцу, были взяты на вооружение руководством советского здравоохранения. Они успешно применялись в составе специализированной лечебной терапии, особенно активно в довоенный период.
За последние тридцать лет в нашей стране возрос интерес к личности знаменитой танцовщицы и осмыслению той роли, которую сыграла она в развитии русской культуры. Было проведено несколько серьезных мероприятий, посвященных Дункан. В Москве и Санкт-Петербурге существует несколько коллективов, ориентированных на танец Айседоры. Их задача – развивать уникальную традицию музыкального движения.
Наследие американской танцовщицы многогранно и волнует умы людей даже спустя столетие после ее мирового триумфа. Фонды нашей библиотеки располагают интереснейшим материалом для знакомства с жизнью и творчеством Айседоры Дункан.
Елена Семенова,
библиотекарь отдела хранения основного фонда