День в истории Рязанского края

17 сентября исполняется 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, мастера спорта СССР международного класса Юрия Владимировича Курлина.

Ю.В. Курлин родился 17 сентября 1929 г. в г. Шацке Рязанского округа Московской области (ныне районный центр Рязанской области), его детство и юность прошли в г. Пятигорске Ставропольского края.

После войны Юрий Владимирович учился  в Ростовском индустриальном техникуме. В один из приездов на каникулы поступил в парашютную секцию аэроклуба, расположенную на Пятигорском аэродроме, и вскоре совершил свой первый прыжок, поднявшись в воздух на самолете По-2. После этого Курлин принял окончательное решение связать свою жизнь с авиацией. Окончив в 1949 г. техникум, Юрий Владимирович поступил на заочное отделение Киевского института инженеров гражданского воздушного флота (ГВФ), а на следующий год – в Краснокутское летное училище гражданской авиации.  Два года он одновременно учился в двух учебных заведениях. В 1952 г. получил диплом летчика.

Несколько лет Курлин работал в малой авиации. В 1956 г. окончил Киевский институт инженеров ГВФ. В 1958 г. окончил с отличием Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) в г. Жуковском Московской области. С сентября 1958 г. началась его работа в качестве летчика-испытателя ОКБ О.К. Антонова, продлившаяся до 1994 г.

В ходе испытательной работы Юрий Владимирович выполнил не один десяток сложнейших заданий, в частности, участвовал в испытаниях военно-транспортного самолета Ан-8, среднемагистрального пассажирского самолета Ан-10, транспортных Ан-12, Ан-14, Ан-22 «Антей», Ан-32; в испытаниях по отработке бездвигательной посадки на пассажирских самолетах Ан-24 и Ан-26. 14 июля 1960 г. выполнил на самолете Ан-10А уникальный летный эксперимент: полет с одним работающим внешним двигателем и зафлюгированными винтами трех отключенных двигателей. Провел испытания по отработке воздушного десантирования тяжелых грузов и боевой техники с транспортных самолетов Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-32 и Ан-124 «Руслан»; посадка с обоими остановленными двигателями на Ан-24 и Ан-26; полеты на Ан-32 с высокогорных аэродромов Индии; посадки на Ан-74 на обледеневшие и размокшие взлетно-посадочные полосы; полеты по исследованию поведения Ан-124 «Руслан» в смутном следе другого самолета и воздушное десантирование тяжелых грузов с «Руслана».

Курлин является первым исполнителем «бочек» на Ан-32 и Ан-72 – зрелища, неизменно вызывавшего восхищение публики авиасалонов и зарубежных покупателей советской авиатехники. Так, в 1985 г. Юрий Владимирович установил четыре мировых авиационных рекорда высоты на самолете Ан-32. Курлин - многократный участник авиационных выставок, выполнял демонстрационные полеты в различных странах мира, в том числе в Ле Бурже (Франция), Ганновере (Германия), Турине (Италия), Сиднее (Австралия).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику-испытателю Курлину Юрию Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В июне-сентябре 1994 г. Юрий Владимирович был членом экипажа одного из Ан-32П, тушивших лесные пожары в Испании и Португалии. За три месяца летчики совершили около 500 вылетов, спасли от гибели множество жизненно важных объектов и сотни людей, заблокированных пожарами на автострадах и в горных селениях.

С летной работы Курлин ушел в 1994 г., продолжив трудиться в качестве летчика-методиста Центра подготовки летного состава Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. О.К. Антонова. За годы работы летчиком-испытателем общий налет Курлина составил 16 716 часов (14 012 полетов), в т.ч. 6 685 часов испытательных полетов. В активе летчика более 60 освоенных типов самолетов.

Умер 27 февраля 2018 г.

Подробнее на сайте «Рязанское краеведение»

16.09.2019
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.