Эффект «Хода королевы»
Дорогие друзья, с вами рубрика «#ШахмАтыДома. Шахматные истории».
23 октября на Netflix вышел сериал «Ход королевы» – история вымышленной шахматистки Элизабет (Бет) Хармон, которая открыла в себе исключительный талант еще в детстве. Шоу вошло в топ-10 Netflix в 92 странах, включая Россию, а в 63 странах и вовсе возглавило рейтинг. 23 ноября сервис объявил «Ход королевы» самым популярным мини-сериалом в своей истории.
По данным компании, количество запросов Google о шахматах удвоилось, а запрос «как играть в шахматы» достиг наивысших значений за последние девять лет. На eBay покупатели стали на 250% чаще искать наборы шахмат, а продажи настольной игры в Goliath Games выросли более чем на 170%.
Шахматы – древняя игра с огромной историей, но в последние годы она была не сильно представлена в поп-культуре. И популярность сериала Netflix привела к настоящему шахматному буму, который в СМИ прозвали «эффектом «Хода королевы».
Одноименный роман Уолтера Тевиса хотели экранизировать не раз. Например, сценарист Аллан Скотт купил права и переработал книгу в сценарий еще в 90-х. Тогда проект не состоялся из-за отсутствия финансирования. Потом экранизацией заинтересовался Хит Леджер, сценарий вновь подняли и взяли в работу, но после гибели актера идея вновь была отложена. В третий раз за адаптацию взялся шоураннер Скотт Фрэнк, работавший над «Логаном». Благодаря его усилиям «Ход королевы» наконец добрался до зрителей.
Chess.com – самый популярный в мире сайт о шахматах. Весной 2020 года он уже столкнулся с волной обращений: в апреле приложение скачали рекордные 979 тысяч раз. Это связали с пандемией коронавируса: люди, оказавшись в изоляции, использовали онлайн-игры, чтобы контактировать с друзьями и родственниками, в том числе и шахматы.
Но только за первые три недели ноября приложение загрузили почти 1,4 миллиона пользователей. По словам администрации сайта, в ноябре на Chess.com каждый день регистрируются около 100 тысяч человек – в пять раз больше, чем обычно. «Практически каждый день мы бьем собственные рекорды по популярности», – признался глава бизнес-отделения Chess.com Ник Бартон.
О похожем взрывном росте отчитались владельцы приложений Chess With Friends и Lichess. Сервисы стали развивать успех отсылками к сериалу: например, на Chess.com можно сыграть с ботом, симулирующим стиль и уровень игры главной героини Бет Хармон. У нее есть семь виртуальных образов в зависимости от выбранного возраста – от 8 до 22 лет.
«Ход королевы» получил высокие оценки не только от зрителей, но и от самых известных шахматистов мира. Действующий чемпион мира Магнус Карлсен похвалил хит Netflix за репрезентацию женщин в шахматах и отметил, что сериал «показал себя лучше», чем другие художественные произведения, хоть некоторые моменты и «озадачили» его.
Гарри Каспаров, выступивший консультантом «Хода королевы», заявил: «Думаю, шахматы сейчас на подъеме во всем мире. И считаю, что сериал отлично продвигает их, так что теперь ожидаю настоящего бума. Шоу поможет опровергнуть представление о том, что увлечение шахматами превращает вас в ботаника».
Двукратная чемпионка США по шахматам среди женщин Дженнифер Шахаде отметила, что после выхода сериала ее почта переполнена запросами от девочек, желающих научиться играть.
В международной шахматной федерации (FIDE) пока не торопятся оценивать эффект «Хода королевы», поскольку с момента выхода сериала прошло слишком мало времени. Позже станет понятно, это временный бум или тенденция, которая приведет к росту игроков. Тем более что интерес к шахматам объясняется не только шоу Netflix, но и пандемией. Тем не менее, представитель FIDE Дэвид Ллада заявил, что с января количество шахматных партий, сыгранных в среднем за день, увеличилось с 11 до 17 миллионов: «Все больше и больше людей проводят все больше партий, чем когда-либо в истории».
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала
Использованы сайты:
https://www.sostav.ru/publication/khod-korolevy-shakhmaty-46234.html