Эпистолярный жанр жив!
В эпистолярном общении бумажные письма выделяются как отдельный жанр. Какова его судьба в цифровую эпоху, когда время сжалось, скорость его течения меняется, темп жизни увеличивается, а сферу коммуникации захватывает электронная переписка.
Жив жанр бумажного письма и открытки или мертв, какой прогноз дальнейшего существования традиции написания бумажных писем и открыток? В чем стилистическая разница и схожесть между бумажным и электронным письмом? Обо всем об этом шла речь на дискуссионной площадке, посвященной эпистолярному жанру.
Организаторами мероприятия выступили Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького, региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», Российское общество «Знание».
Аудитория, участвующая в работе дискуссионной площадки, была самой разнообразной: учителя русского языка и литературы разных ступеней обучения, ученые, представляющие научную область филологии, ораторы, современные предприниматели, лекторы Российского общества «Знание».
Модератором мероприятия стала Галина Владимировна Карпачева, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», заслуженный учитель России. Участников встречи приветствовала Людмила Васильевна Дудова, председатель Координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы, член коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации, кандидат филологических наук, доктор филологии (ЮНЕСКО).
Елена Анатольевна Мальчикова, учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России 2021», и Ирина Александровна Штакина, учитель русского языка и литературы школы № 1 г. Скопина, победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения педагогической деятельности в 2024 году, поделились с присутствующими опытом знакомства подрастающего поколения с написанием и обменом открытками, практикой написания письма в школе.
Особенно трогательным было выступление Ольги Григорьевны Чариковой, которая поделилась письмами своего дедушки с фронта. Написанные в переломные годы войны (в 1942–1943 гг.), они произвели неизгладимое впечатление на участников дискуссионной площадки.
Эпистолярный жанр был рассмотрен и с точки зрения психотерапии. Татьяна Александровна Симакова, кандидат психологических наук, доцент, психодраматист, рассказала о терапевтическом ресурсе эпистолярного жанра, о письме как способе восстановления внутреннего баланса.
Ярким и эмоциональным было выступление Николая Вешты, лектора Российского общества «Знание», председателя Рязанской городской общественной организации «Центр развития добровольчества города Рязани», руководителя Рязанского городского клуба «Ораторы города Р.», тренера по ораторскому искусству, позитивной психологии, SMM и социальному проектированию.
О том, как ведется работа по популяризации эпистолярного жанра среди студентов-иностранцев, рассказала Наталья Викторовна Кудасова, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель русского языка как иностранного в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
Библиотека имени Горького представила на площадке два выступления, посвященные обсуждаемой проблеме: Дарья Юрьевна Попова, заведующий отделом молодежных проектов и волонтерской деятельности, познакомила аудиторию с проектом «Грамотные». Татьяна Селиванова представила и проанализировала результаты проведенного непосредственно к данному мероприятию блиц-опроса «Эпистолярный жанр, что это?».
В завершение мероприятия его участники выразили уверенность в том, что эпистолярный жанр продолжит свое существование. Собравшиеся наметили планы на будущее, предложили вернуться к данной теме, а также провести для молодежи, детей и подростков лабораторию рукописных писем.
Татьяна Селиванова,
заведующий универсальным читальным залом