Фронтовики-мультипликаторы
В эти майские дни по традиции вспоминают тех, кто подарил нам мирное небо, кто ценой своей жизни и здоровья победил фашизм. Были среди воинов-фронтовиков знаменитые сейчас мультипликаторы, о которых расскажет сегодня наш «Детский кинозал». Художник-фронтовик Петр Тимофеевич Коробаев посвятил им свое полотно, почти полностью скопировав картину живописца Юрия Непринцева «Отдых после боя», только вместо оригинальных персонажей-солдат изобразил мультипликаторов.
Лев Атаманов
Лев Атаманов был первым режиссером армянской мультипликационной кинематографии. С 1936 года работал на Ереванской киностудии, успел до войны поработать на фабрике «Госвоенкино». После войны старший лейтенант Лев Константинович Атаманов вновь вернулся в анимацию. В 1957 году снял легендарный мультфильм «Снежная королева», о котором японский аниматор Хаяо Миядзаки однажды сказал: «Когда я посмотрел «Снежную королеву», я уже занимался анимацией. Я тогда подумал: как хорошо, что я выбрал эту профессию! Как хорошо, что у меня есть шанс создать нечто подобное». Кстати, вместе с Атамановым над «Снежной королевой» работали фронтовики Федор Хитрук (он оживил двух героев – Оле-Лукойе и саму Снежную королеву) и Александр Винокуров, создавший невероятной красоты мир Снежной королевы.
Александр Винокуров
Александра Винокурова каждый ребенок помнит по мультфильму «Маугли». Глядя на этот мультфильм, трудно представить, что героев картины художник рисовал с одним глазом, второй он потерял на войне в боях под Сталинградом. «Винокуров был прирожденный живописец. Писал этюды и щедро их раздаривал», – вспоминала мультипликатор Лана Азарх. В ряде проектов Александр Васильевич трудился под руководством Бориса Дежкина. Борис Петрович также потерял глаз во время войны – от фашистской бомбардировки Москвы.
Иван Аксенчук
За форсирование Одера орденом Славы III степени был награжден красноармеец Иван Семенович Аксенчук, снявший впоследствии такие мультфильмы как «Ореховый прутик», «Золушка», «Как грибы с горохом воевали». Читаем в наградных документах: «Тов. Аксенчук принял активное участие в отражении контратаки пехоты и танков противника на западном берегу реки Одер 16 февраля 1945 года, пренебрегая опасностью, вел огонь из своего оружия и забрасывал гранатами немецких солдат, лично из своего оружия уничтожил до 10 солдат противника и прочно удержал занимаемый рубеж. В этом бою тов. Аксенчук был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь».
Светозар Русаков
У художника-постановщика цикла «Ну, погоди!» Светозара Кузьмича Русакова было очень плохое зрение – потеря 80%. Тем не менее он стал разведчиком истребительно-противотанкового дивизиона и был представлен к ордену Славы III степени. Вот выписка из приказа: «В боях за деревни Ворвеген, Грюнвизе и станцию Гросс Хоппенбрух 1-27 марта 1945 г. тов. Русаков находился на наблюдательном пункте командира дивизиона. Непрерывно вел наблюдение за противником, в результате им лично выявлено 4 пулемета противника, 2 противотанковых орудия и 1 наблюдательный пункт, которые огнем прямой наводки дивизиона уничтожены...».
Анатолий Савченко
В паре с режиссером Борисом Степанцевым Анатолий Михайлович Савченко создал большое количество своих мультфильмов. Среди работ тандема — «Петя и Красная шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Карлсон», «Щелкунчик». Всего же в послужном списке Савченко около 25 мультфильмов. Для мультфильмов о Карлсоне Савченко сам разработал образ главного персонажа и он же предложил на озвучивание роли «домомучительницы» Фрекен Бок пригласить Фаину Раневскую. В Великой Отечественной войне с 17 лет принимал участие в пехотных войсках, в боях на Северном Кавказе был ранен в ногу, был награжден орденом «Отечественной войны» и рядом медалей.
Владимир Дегтярев
Кто не помнит трогательного Паровозика на станции с названием Ромашково? Он научил миллионы детей тому, что надо дорожить каждым мгновением жизни. Истину эту выстрадал на фронте и в госпиталях режиссер мультфильма Владимир Дегтярев. Мультики он, правша, создал левой рукой. «Созданием картины «Храбрый Пак» руководит вместе с Евгением Райковским молодой талантливый режиссер Владимир Дегтярев, – писал журнал «Смена» в июне 1953 года. – В студию он пришел сравнительно недавно – в 1948 году, – но уже завоевал прочный авторитет. Любовь к изобразительному искусству привела его в художественное училище. Но продолжать образование не пришлось: началась война. На фронте Дегтярев потерял правую руку. Казалось бы, рухнули все мечты. Но любовь к творчеству, к делу, которому Владимир решил посвятить жизнь, одержала победу».
Как подсчитал шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков, на киностудии трудились семьдесят фронтовиков. Они прошли, проползли по-пластунски, пролетели на боевых самолетах в тяжелых боях, чтобы сказать нам, нашим детям, нашим внукам очень важные вещи. О том, что мир прекрасен и разнообразен, о том, что нельзя быть жадным и злым, о том, что веселое простодушие нужнее, чем хитрость. Это все в их фильмах. Это - их доброе завещание нам.
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству