«Идет почтальон по военным дорогам…»
С 5 по 11 октября проходит Всемирная неделя письма, а 9 октября весь мир отмечает День почты. Даже в эпоху прогресса и интернет-технологий нашу жизнь трудно представить без нее. Цель многодневной акции – привлечь внимание людей не только к почте, но и к написанию писем. Традиционно выпускаются специальные марки, многие из которых впоследствии становятся коллекционными.
Благодаря почте люди смогли обмениваться знаниями, мыслями даже на значительном расстоянии друг от друга. У всех, кто помнит войну, почта вызывает особые чувства. Она не только обеспечивала связь между фронтом и тылом, но и несла в себе огромный эмоциональный заряд, позволяя миллионам людей узнать о своих близких. По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни.
В первые же недели войны почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, народные письма. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых работников. Зачастую такой треугольник заменял «похоронку».
Адрес на письме, которое необходимо было доставить на фронт, в начале войны писался как Д.К.А. – действующая Красная армия. Затем указывался порядковый номер ППС – полевой почтовой станции, номер полка и место службы солдата. Со временем использование такой системы адресов показало, что существует возможность раскрытия месторасположения действующих частей и подразделений. 6 февраля 1943 года всем военным частям и их подразделениям были присвоены новые условные номера. Теперь почтовый адрес фронтовика состоял всего из пяти цифр: номера войсковой части и полевой почты. В военные годы письма на фронт доходили порой быстрее, чем в наши дни.
Почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки считались недопустимыми. Почта доставлялась в специальных почтовых вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях, мотоциклах, подводных лодках. Использовались почтовые голуби. Немецкие снайперы даже пытались отстреливать несчастных птиц, для их уничтожения выпускались группы специально обученных ястребов. Для уменьшения возможности обнаружения советскими учеными была выведена особая порода почтовых голубей, способных летать в ночное время суток.
Основное количество почтальонов или экспедиторов, как их тогда официально называли, составляли мужчины, ведь общий вес груза, который им приходилось переносить, почти равнялся весу пулемета. Появления почтальона в каждом доме одновременно и ждали, и боялись, ведь вести могли быть не только хорошими, но и трагическими. Письма в тылу становились практически вестниками судьбы, каждое из них содержало в себе ответ на самый главный вопрос – жив ли тот, кого ждут и любят? Советская военная почта к концу 1941 года уже работала как четко отлаженный механизм. Ежемесячно на фронт доставлялось до семидесяти миллионов писем. Сотрудники почтовых сортировочных пунктов трудились круглосуточно, чтобы не допустить перебоев и задержек. За годы войны, по данным Управления военно-полевой почты, было доставлено около 6 миллиардов писем! Письма шли и в голод, и в холод, и под обстрелами, даже во время блокады Ленинграда и осады Севастополя.
В 2015 году, в канун 70-летия Победы, в Воронеже был установлен памятник фронтовому почтальону. Его прототипом стал ефрейтор Иван Леонтьев, доставлявший почту на передовую Воронежского фронта. В мае 1943 года он был награжден медалью «За боевые заслуги», а последнее письмо родным пришло от него в январе 1944 года. Домой он не вернулся.
Более 300 военных почтальонов получили звание Героя Советского Союза.
Вера Буковская,
главный библиотекарь кафедры периодических изданий