Каисса и Фемида
Дорогие друзья, с вами рубрика «#ШахмАтыДома. Шахматные истории».
Финансовые ведомства в средневековых Англии и Нормандии назывались Палатами шахматной доски, поскольку подсчеты государственных доходов производились на столах, покрытых клетчатым сукном, да и пол в казначействе был вымощен 64 каменными плитами белого и черного цвета.
«Два раза в год, на Пасху и в день архангела Михаила, в Вестминстере происходили полные сессии Палаты шахматной доски… Сюда являлись шерифы всех графств английского королевства и за покрытыми клетчатым сукном столами вносили чистый доход с графств. Эта картина приема отчета и сумм напоминала игру в шахматы…», –писал об Англии академик Д.М. Петрушевский.
Интересно, что в Англии министр финансов до сих пор называется «министром шахматной доски» («чанслер оф эксчекер»).
Палата шахматной доски с самого начала осуществляла и судебные функции по финансовым вопросам (поскольку, как отмечает Д.М. Петрушевский, «право юриспруденции было, прежде всего, фискальным правом в средние века»), а с XIII века в ней возникло самостоятельное судебное отделение – суд Палаты шахматной доски.
Разбирательство дел в этих судах как бы воспроизводило течение борьбы в шахматной партии. Судьи выступали в роли «аналитиков-комментаторов», оценивавших каждый «ход» истца и ответчика и общими усилиями выявлявших истину. Это, пожалуй, наиболее впечатляющий пример единения Каиссы и Фемиды.
Вообще-то взаимоотношения этих двух богинь всегда носили весьма разносторонний характер. В старинных арабских хрониках встречаются упоминания о судебных приговорах к тюремному заключению «за злостное подсказывание ходов во время игры правоверных в шахматы» и о том, что шахматисты, заключенные в тюрьму, в периоды наложения запрета на игру, невзирая ни на что, продолжали играть в шахматы.
В IX столетии арабский правовед ас-Шафи добился повсеместной легализации шахматной игры в Великом Эмирате при условии выполнения следующих требований: не играть на деньги, не отрывать правоверных от молитвы, не играть на улицах, площадях и в других общественных местах, чтобы не привлекать зрителей и не устраивать шумных сборищ. Позжеас-Шафи самого обвинили в нарушении закона: он играл вслепую со своим сыном во время проповеди в мечети…
Во все времена Каисса была для узников великой утешительницей, помощницей, советчицей, собеседницей, подчас наводившей их на философские размышления о жизни.
«Наша возвышенная игра всегда оказывала хорошую службу своим адептам, когда их постигало горе-злосчастье», – писал осенью 1879 года «Шахматный листок». Далее журнал приводит рассказ декабриста Николая Басаргина о том, как он, будучи узником Петропавловской крепости, играл в шахматы вслепую со своим товарищем по заточению Михаилом Луниным;при этом применялась «стенная азбука», изобретенная Михаилом Бестужевым, также активным участником декабристского движения.
В 1909 году в центральной тюрьме столицы Аргентины Буэнос-Айрисе заключенных стали учить играть в шахматы. Рассказывая об этом нововведении, корреспондент привел мнение одного из постоянных посетителей занятий. «В этой игре, – сказал тот, – все происходит по справедливости и каждый получает по заслугам! Если бы так было в жизни, думаю, я бы никогда не попал за решетку!»
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала
По материалам книги: Александрович Г. С. Многоликая Каисса / Г. С. Александрович, Е. С. Столяр. – Москва : Физкультура и спорт, 1989. – С. 82-84.