«Как для взрослых, только лучше...»
В октябре мы отмечаем день рождения одного из самых знаменитых и любимых советских актеров и режиссеров Ролана Быкова. Быков снялся во множестве замечательных детских фильмов. В «Приключениях Буратино» он был Котом Базилио, в «Айболите 66» – Бармалеем. Актерской игрой и режиссурой Быков не ограничивался: он создал Центр кино и телевидения для детей и юношества, сейчас он называется просто Фондом Ролана Быкова. Сегодня наш «Детский кинозал» расскажет о фильмах, в которых Быков выступил как режиссер.
«Пропало лето» (1963)
Фильм стал первой режиссерской работой Ролана Быкова в игровом кино. До этого он снял только киноконцерт в честь ВЛКСМ. Поначалу картину о приключениях двух друзей, которых отправили на каникулы в провинцию к тетушкам, снимал документалист Никита Орлов. Это был его дебют в художественном кино. Первую часть отснятого материала комиссия забраковала, дебютанта отстранила. Михаил Ромм попросил Быкова переснять провальные сцены и закончить картину. По сюжету спортсмен Валерий и «маменькин сынок» Жека меняются местами, что приводит к множеству недоразумений. Сразу после премьеры о картине высказался режиссер Илья Фрэз: «Получилась, как мне кажется, настоящая эксцентрическая комедия, очень смешная и по-мальчишески озорная, «сработанная» по всем законам и традициям этого жанра, совершенно незаслуженно забытого у нас, а в свое время пользовавшегося огромным успехом у зрителя». Кинокомедия получила почетный диплом на Международном кинофестивале в Каннах в 1965 году.
«Айболит-66» (1967)
Музыкальную сказку режиссер Ролан Быков задумал снять по мотивам пьесы Вадима Коростылева «О чем рассказали волшебники», которая была написана по произведениям Корнея Чуковского про доброго ветеринара Айболита и злобного пирата Бармалея. Роль Айболита сыграл Олег Ефремов, а режиссер перевоплотился в злого разбойника Бармалея, который то и дело попадал в разные смешные истории. Фильм был снят по системе «вариоэкрана»: размер и формат изображения меняется в зависимости от сюжета в кадре, кадр то превращается в ромб, то в квадрат, то в круг. Получился настоящий советский артхаус для детей и юношества. Быков снял экспериментальное кино и сильно волновался на просмотре рабочего материала. Не знал, как отреагирует худсовет на театральные условности и визуальные новшества в кадре. Успокоила реакция маленькой девочки на просмотре – она хихикала, еле сдерживаясь, чтобы не рассмеяться громче. Ее ничуть не смущал тот факт, что зверей на экране играли люди. Режиссер успокоился: «Свершился высший суд – суд ребенка, который принял картину».
«Телеграмма» (1972)
Фильм о поисках адресата случайно найденной школьниками телеграммы был создан по сценарию Ильи Нусинова и Семена Лунгина. В сценарии они продолжали идею создания кино, одинаково интересного и детям, и взрослым, которую они начали в фильме Быкова «Осторожно, черепаха!». Это была принципиально новая ориентация в детском кино, и она связана с развитием во всем мировом кинематографе идеи семейного фильма. Быков вспоминал: «Фильм «Телеграмма» выстроен безукоризненно по конструкции воздействия на детей и родителей. Постепенно, шаг за шагом, перед юными героями фильма раскрывается романтический образ некой прекрасной женщины. Такой, какой вроде бы не встретишь в повседневности. Такой, которая бывает в фильмах, в книгах. И вдруг эта женщина оказывается не кем иным, как родной матерью героини фильма. Нет! Не где-то в фильмах и книгах живут образы прекрасных людей, героев, — они наши родные матери и отцы! Так же, как весь фильм «Внимание, черепаха!» обращен к зрителю: «Внимание, дети!», так же фильм «Телеграмма» призывает: «Внимание, взрослые!»». Гуманистическая новогодняя картина Ролана Быкова снята оператором Анатолием Мукасеем, который прекрасно смог поймать и передать настроение предпраздничной Москвы.
«Чучело» (1983)
В 1983 году Ролан Быков снимает полный драматических коллизий фильм по мотивам одноименной повести Владимира Железникова, написанной на основе реального случая с племянницей автора. Девочка взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей бойкот. Кинокартина Ролана Быкова произвела на советских зрителей огромное впечатление. После того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, – мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Однако спустя 3 года фильм получил Госпремию СССР, а позже его закупили в Европу и Америку. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы!» А зарубежные критики восхищались актерским мастерством советских подростков и глубиной общечеловеческих проблем, затронутых Быковым в фильме. Фильм о детской жестокости, поражающей до глубины души, заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек.
Ролан Антонович был согласен с Корнеем Чуковским и часто повторял за ним: «Кино для детей должно быть таким же, как для взрослых, только лучше». Это стало настоящим девизом актера и режиссера.
Евгения Крючкова,
главный библиотекарь Центра литературы по искусству