Как меняли Пауэрса на Абеля

Американский летчик Френсис Гарри Пауэрс был сбит под Свердловском 1 мая 1960 года. Военной коллегией Верховного суда СССР он был осужден на три года тюрьмы и семь лет лагерей. Во Владимирском централе он пробыл до февраля 1962 года, пока его не обменяли на советского разведчика Абеля, арестованного в США. Когда Пауэрса привезли в тюрьму, он, по заключению врачей, находился на грани психического срыва, его мучило, что он нарушил приказ: в случае провала подорвать себя и самолет.

Полковник КГБ Владимир Шевченко был одним из четверых с советской стороны, кто осуществлял обмен. Пауэрс рассказал ему, каким образом оказался в  ЦРУ: по профессии он военный летчик, пригласили в разведывательную эскадрилью, согласился из-за денег, тогда только женился и хотел провести медовый месяц на Кубе.

О предстоящем обмене Пауэрс ничего не знал, но особенно не удивился, когда однажды ночью ему объявили, что завтра его повезут в Москву. Поехали поездом, единственный конвойный – Шевченко. До Москвы доехали без приключений. Далее предстояло лететь в Берлин.

10 февраля 1962 года, 6 часов утра. В сторону Потсдама из Берлина выезжают две машины. В первой сидят два дипломата – они отвечают за технику проведения обменной операции. Она согласована с американцами до мельчайших деталей. Во второй машине Шевченко, его коллега и Пауэрс.

Машина направляется к мосту Глиникер, соединяющему берега озера Ванзее. Ровно посредине моста встречаются два советских дипломата и два американских. Визирование документов, подтверждающих процедуру обмена, занимает около получаса. Эти тридцать минут ожидания были полны драматизма и напряжения. Хватило бы искры, чтобы операция в буквальном смысле взорвалась; в случае неожиданного поворота событий никто из находившихся на мосту, не ушел бы живым.

Наконец дипломаты подают условный сигнал – можно идти остальным. Пошли. Со стороны ГДР – Шевченко, слева – его коллега, между ними  – Пауэрс. Со стороны Западного Берлина – командир разведывательной эскадрильи, где служил Пауэрс, знавший его в лицо, Абель и адвокат, защищавший Абеля на судебном процессе.

Не доходя 25 шагов до дипломатов, останавливаются – стороны должны удостовериться, что на самом деле Абеля меняют на самого настоящего Пауэрса.

И тут один за другим случаются два инцидента, что приводят русских к мысли: вот оно и есть – начало конца. Поначалу нарушил план обмена командир эскадрильи, начальник Пауэрса. Он перешел на советскую сторону, ухватив  Пауэрса за руку, и потянул его за собой. Все растерялись. Только перевели дух, поняв, что поступок командира эскадрильи всего лишь проявление эмоций, как на мост со стороны Западного Берлина выехала грузовая машина, набитая американскими солдатами, а был уговор закрыть мост для любых передвижений на два часа. Но и это, к счастью, оказалось только досадной неувязкой.

В конце концов американцы разрешают Абелю идти. Навстречу идет Пауэрс. На мосту приходится задержаться – американцы зачитывают Абелю вердикт президента Кеннеди о помиловании. А потом к нему подходит адвокат Донован: «Скажите хоть сейчас своему адвокату, вы все-таки советский разведчик?» – «Господин Донован, – отвечает Абель, – я не могу добавить ничего нового к тому, что вам известно». Донован, пожав плечами, замечает: «Русские всегда оставались для нас загадкой. Пусть будет так и на этот раз».

Сюжет художественного фильма «Мертвый сезон» (1968) связан с некоторыми фактами из биографии разведчика, Абель обратился к соотечественникам с вводной речью как официальный консультант картины. Он скончался на 69-м году жизни 15 ноября 1971 года, похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.

Пауэрс погиб в августе 1977 года в вертолетной катастрофе. Своей смертью или нет – об этом остается только гадать. Крохотная заметка об этом была напечатана в газете «Труд».

Наталья Баркова,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам книги: Величайшие загадки ХХ века / Автор-составитель Н.Н. Непомнящий. – Москва: Вече, 2005. – С.286 – 290.

Сайты:

ru.wikipedia.org

tass.ru

 

25.08.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.