Королева всех инструментов

Замечательным подарком слушателям клуба «ОЛИМП» стала лекция-концерт «Музыка эпохи Возрождения. Италия vs Англия», посвященная лютневой музыке конца XVI – первой половины XVII веков.

В последнее время мы наблюдаем широкий интерес к старинной музыке, которая спустя столетия, вновь возвращается к нам. Она звучит не только в академическом исполнении, но и находит отражение в стилях популярной музыки, включая джаз. Эта музыка по-прежнему свежа и интересна, притягивает слушателей своей неизъяснимой прелестью и очарованием.

Тема старинной музыки вдохновила и преподавателей детской школы искусств № 1 г. Рязани, которые подготовили яркую познавательную программу. Ведущая мероприятия Галина Гришунова, единственный специалист в Рязани по лютневой музыке, рассказала увлекательную историю, связанную с возникновением, развитием, бытованием одного из самых популярных инструментов эпохи Ренессанса, королевой всех инструментов – лютней. Слушатели познакомились с особенностями ее строения и звучания, с музыкой для лютни.

Известный музыковед Т. Ливанова отмечает: «Лютня – самый распространенный, излюбленный музыкальный инструмент во многих западноевропейских странах эпохи Возрождения. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства, она постоянно звучит в кружках гуманистов, во всевозможных «академиях» XVI века, в домашнем быту горожан, на открытом воздухе, в различных ансамблях, включая театральные. Для нее пишут специальные, новые произведения, а еще чаще перекладывают и обрабатывают все, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне – бесчисленное количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и композиторы). Ее любят в Италии, Испании (там ей близка виуэла), Германии, Франции, Англии, Польше. Она аккомпанирует пению, под нее танцуют, на ней исполняют порой большие, «концертные» произведения. Живописцы того времени со знанием дела изображают лютню в руках молодых мужчин и женщин, в небольшом ансамбле, в интимном кругу, в избранной среде и богатом интерьере, на непринужденной пирушке, даже в руках музицирующих ангелов».

Блестящая история лютни позволила видному чешскому исследователю А. Модру назвать ее инструментом «самым важным и самым интересным в музыкально-историческом отношении». 

В исполнении ансамбля преподавателей школы в составе Екатерины Леснянской (блок-флейты сопрано и альт, тамбурин) Галины Гришуновой (позднеренессансная лютня), Софии Геннадьевой (классическая гитара, бубен) прозвучали инструментальные произведения и переложения вокальных сочинений для лютни крупнейших композиторов того времени: итальянцев Джулио Каччини («Амариллис, моя прекрасная»), Францеско да Милано («Ричеркар №3», «Канон»), Винченцо Галилея («Сальтарелло»); англичан Джона Доуленда («Лейтесь, слезы», «Простит ли мне она ошибки», «Просить ли мне»), Томаса Робинсона («Двадцать вариаций на колокола», «Плавная песня», «Игрушка»), Тобиаса Хьюма («Дух гамбы»), Френсиса Пилкингтона («Эхо») и других, в том числе неизвестных авторов (знаменитые «Зеленые рукава» – старинная английская песня).

Украсили программу стихи великих мастеров эпохи Возрождения. Их чтение предваряло звучание музыкальных произведений, а также великолепный видеоряд с репродукциями картин прославленных мастеров, изображающих лютистов. 

В заключение программы был показан видеоролик современного английского вокального ансамбля, специализирующегося на музыке Ренессанса. Его участники исполнили песню Джона Доуленда «Тебя покинуть должен я теперь».

Мероприятие оставило большое впечатление, открыло слушателям золотую эпоху лютневой музыки.

Лариса Кукина,
руководитель клуба «ОЛИМП»

30.11.2019
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.