Крушение стереотипов
Дорогие друзья, с вами рубрика «#ШахмАтыДома. Шахматные истории».
Расхожее мнение о женской «неполноценности» в шахматах опровергается как историческими документами, так и «преданиями старины глубокой» – фольклором различных народов.
Старинная бирманская хроника рассказывает, что король Нерат, вступивший на престол Бирмы в 1247 году, ежедневно играл в шахматы со своей супругой и, получив три мата кряду, неизменно изрекал, что по справедливости не ему, а его мудрой жене следовало бы владеть короной.
Если судить по старинным арабским рукописям эпохи Великого Халифата, женщины в то время играли в шахматы ничуть не хуже мужчин (во всяком случае, в любительской сфере). Более того, создается впечатление, что некоторые обыватели считали это занятие предосудительным для мужчин. В ряде случаев, к примеру, родители отказывали жениху в руке своей дочери со словами: «Ты играешь в шахматы, значит, у тебя уже есть любимая жена», или «Ты играешь в шахматы, значит, можешь однажды проиграть свою жену…»
И подобные опасения были не совсем уж безосновательными. Об этом свидетельствует персидская легенда, возникшая вокруг одной из первых и самой знаменитой шахматной задачи – так называемом мате Диларам. Легенда гласит: некий визирь, играя с сильным противником, проиграл ему все свое имущество и, наконец, поставил в заклад жену – красавицу Диларам. В критический момент партии Диларам взглянула на позицию и шепнула мужу: «Пожертвуй обе ладьи – спасешь жену!»
Тема использования женщиной своего шахматного таланта ради сохранения семейного благополучия встречается и в русском фольклоре. В одном из вариантов распространенной былины «Ставр Годинович» рассказывается о том, как жена черниговского богатыря Ставра Василиса Микулична, узнав о том, что муж ее заключен в тюрьму киевским князем Владимиром, отправляется в Киев ему на выручку. Переодевшись в мужскую одежду, она является князю под видом чужеземного посла. Тот, будучи большим любителем шахмат, предлагает гостю сыграть партию. Мнимый посол соглашается и обыгрывает сначала самого князя, а затем и всех его придворных. Дальнейший ход событий излагается так:
Говорит Владимир Стольно-Киевский
– Ай ты дородный добрый молодец!
Больше у меня некому с тобой играть.
В шашки-шахматы заморские.
А спросил добрый молодец:
– Никто в Расеи не мог меня обыграть,
Один-то меня и обыгрывал Ставр Годинович,
Когда я бывал во Чернигове,
Один-то он меня обыгрывал.
Сходил Владимир-князь Стольно-Киевский,
Выпустил Ставра из погребов глубоких,
Сели со Ставром Годиновичем
Они играть в шашки-шахматы заморские.
В западной Европе юные представительницы высших сословий должны были постигать искусство игры в шахматы перед вступлением в брак, поскольку не без основания считалось, что древняя игра поможет супругам сохранять семейное спокойствие и коротать томительные зимние вечера в уединенных замках.
В памятнике французской литературы XIII столетия «Ключ любви» игра в шахматы рассматривается как дар небес, ниспосланный влюбленным, поскольку она предоставляла им благоприятную возможность встречаться и беседовать при отсутствии строгого присмотра: пожилые женщины, сопровождавшие девушку и наблюдавшие за ее поведением, обычно засыпали еще в дебютной стадии партии.
Известность приобрела анонимная французская поэма XIV столетия «Любовные шахматы», содержащая 30 060 строк, из которых 580 посвящены описанию борьбы в шахматной партии между дамой и влюбленным в нее рыцарем. Реплики, которыми обмениваются партнеры во время игры, имеют аллегорический смысл. Поэма пользовалась большой популярностью в средневековой Европе и выдержала множество переводов, переложений и имитаций.
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала
По материалам книги: Александрович Г. С. Многоликая Каисса /
Г. С. Александрович, Е. С. Столяр. – Москва :
Физкультура и спорт, 1989. – С. 61–62.