Марфа-посадница
Сегодня в рубрике «Женщины в истории России» рассказ о Марфе- посаднице.
В 1951 году, когда археологи уже решили, что в Новгороде искать больше нечего – все найдено, на территории бывшей усадьбы Марфы Борецкой, или, как ее называли, посадницы, работница экспедиции подняла с земли кусок березовой коры и заметила на ней процарапанные буквы. Это была сенсационная находка – первая берестяная грамота.
Кто же была Марфа-посадница, чья земля сохранила и донесла до наших дней целую библиотеку писем на бересте?
Покорение Новгорода великим московским князем Иваном III в 1471–1478 годах принадлежит к числу драматических страниц русской истории. Истекали почти два с половиной века татаро-монгольского ига на Руси. Но всем было памятно это страшное нашествие: сказания, легенды, народные песни передавали подробности и имена героев. Падали тогда под натиском Орды русские княжества. Новгород и Псков избежали татаро-монгольского нашествия. Иван III покончил с зависимостью Руси от татаро-монголов в 1480 году. Но перед этим присоединил Новгородскую республику к Москве, завершая во многом процесс объединения русских земель.
В это время всеми делами Новгорода заправляла и важное место на его вече занимала Марфа Борецкая, вдова посадника новгородского Исаака Борецкого. После смерти мужа по влиянию, силе характера и богатству она вышла в Новгороде на первое место и стала известна в истории под именем Марфы-посадницы. Велика была роль женщин в истории Древней Руси. Новгородки имели право на собственность и использовали это право, завещая или продавая то, что им принадлежало. По существу, они стояли во главе дома, были хозяйками семейного имущества и организаторами всего домашнего уклада. Такой хозяйкой большого города и стала Марфа Борецкая.
Она была матерью уже двух взрослых детей; один из них, Дмитрий, был посадником в Новгороде, когда Иван III отправился в свой поход против него. Ко времени новгородского похода Иван III Васильевич, где оружием, где хитростью и коварством, где подкупом, уже собирал вокруг Москвы удельные княжества, лишая князей правления и власти. Однако новгородцы не желали потакать московскому князю, напротив, вздумали вести себя непочтительно по отношению к наместникам великого князя московского в Новгороде. Если бы новгородцы могли себе представить, что, споря о землях и правах, они могут лишиться своей независимости, как бы они остереглись!
В 1471 году Марфа выступила на вече против захватнической политики по отношению к Новгородской республике. Иван III предложил решить дело миром, но новгородцы ответили послу дерзко. Тогда он и произнес решительно: «Да будет война!», и отправился с войском из Москвы на Новгород 20 июня 1471 года. После жестокой расправы гордая голова Новгорода склонилась. Новгородское вече, которое в течение нескольких столетий собиралось на Ярославовом дворище, 15 января 1478 года прекратило свое существование. По распоряжению Ивана III из Новгорода была увезена в Москву вместе с внуком Василием, сыном уже умершего Федора, взятая под стражу Марфа Борецкая, и потом следы ее навсегда затерялись. Существует предание, что Марфа умерла по дороге, на Тверской земле, однако, оно недостоверно.
Надо отдать должное характеру и самобытной личности Марфы Борецкой, стремившейся отстоять независимость Новгородской республики. Без сомнений, это была женщина героическая.
В 1862 году во время празднования тысячелетия России в Новгородском кремле в честь этой даты был установлен памятник работы скульптора М.О. Микешина. Сделан памятник в виде колокола – в память вечевого, увезенного в Москву Иваном III. Есть на этом памятнике среди самых знаменитых русских людей и Марфа Борецкая, посадница.
Народное предание поэтично рассказывает, что когда вечевой колокол везли из Новгорода в Москву, где-то на Валдае он упал и раскололся, из кусков его отлили маленькие колокольчики – «дар Валдая», и так они разбежались по России, напоминая о Господине Великом Новгороде и его свободе.
Наталья Баркова,
главный библиотекарь универсального читального зала
По материалам книги: Кайдаш-Лакшина С. Н. Судьбы великих русских женщин. / С.Н. Кайдаш-Лакшина. – Москва: Мартин, 2005. – 576 с.
Сайты: