Маршак в кино
Имя Самуила Маршака знакомо всем с детства. Его произведения вошли в золотой фонд отечественной детской литературы. В ноябре мы отмечали очередной день рождения поэта и сегодня решили рассказать о нескольких экранизациях его произведений.
«Кошкин дом» (1958)
Однажды Маршак предложил идею: детский театр. Вместе с поэтессой Елизаветой Васильевой (псевдоним Черубина де Габриак) и поэтом Борисом Леманом в 1921 году Маршак организовал первый в стране постоянный театр для детей. В 1922 году вышел сборник «Театр для детей», куда вошли шестнадцать пьес – первая детская книга Маршака, позже написавшего: «Не знаю, стал бы я детским писателем, если бы не этот театр. До этого я писал только для взрослых». Среди пьес в книге была и сказка «Кошкин дом». В 1958 году состоялась премьера мультфильма-оперы «Кошкин дом» режиссера Леонида Амальрика, музыку к фильму написал Никита Богословский. Мультфильм был удостоен премии «Серебряный Георгий» на X международном фестивале фильмов для детей и юношества в Венеции.
«Вот какой рассеянный» (1975)
Рассказ о том, как жил человек рассеянный с улицы Бассейной, признан самым популярным произведением поэта. Написанное в 1930 году, оно выдержало десятки переизданий, фразы стали крылатыми уже при жизни писателя. Люди, близко знавшие Маршака, утверждали, что автор чем-то схож с придуманным им образом. На самом деле на роль прототипа «человека рассеянного» могли претендовать многие люди. Говорят, что Менделеев регулярно снимал галоши, входя в трамвай. Химик и композитор Александр Бородин однажды в разгар званого ужина в собственном доме надел пальто, заявив, что ему пора возвращаться ... домой. В 1975 году по стихотворению вышел мультфильм режиссера Марианны Новогрудской. Музыку сочинил известный российский композитор Алексей Рыбников, текст читали знаменитые ведущие передачи «Радионяня» Александр Лившиц и Александр Левенбук.
«Двенадцать месяцев» (1956)
Во время Великой Отечественной войны Маршак почти не писал для детей. Но однажды ему пришло письмо от мальчика, в котором юный читатель спрашивал, почему поэт забыл о детях и пишет только для взрослых, когда на дворе и так страшно? Маршак, словно отвечая на него, написал сказку «Двенадцать месяцев». Интересно то, что персонажи пьесы не имеют имен. Однако автор не просто так прибегнул к этому приему. Каждый персонаж несет в себе совокупность человеческих качеств. Маршак хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено. Пьеса «Двенадцать месяцев» стала самым популярным советским сценарием для Нового года, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного праздника. В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по пьесе мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. В 1972 году режиссер Анатолий Граник экранизировал сказку в двухсерийном фильме, а в 1980 году по мотивам пьесы японский режиссер Кимио Ябуки создал одноименную анимационную ленту.
«Старуха, дверь закрой!» (1982)
Маршак-переводчик составил сборник сказок разных народов, для чего он перевел стихами литовские, норвежские, монгольские, кавказские сказки. Не всегда в сказках С. Я. Маршака есть указание на их национальную принадлежность. Как бы обосновывая это, Маршак пишет: «Трудно установить, какому народу эти сюжеты принадлежат. Сюжет «Старуха, дверь закрой!» я встречал в английском фольклоре, в латышском и украинском. Вероятно, все это очень древние сюжеты, переходившие из страны в страну». Аналогичный сюжет встречается и в русской народной сказке «Кому горшок мыть». В 1982 году по мотивам стихотворения на экраны вышел кукольный мультфильм режиссера Марии Муат и художника Юрия Исайкина. Закадровый текст читал народный артист СССР Юрий Яковлев. В 1983 году мультфильм завоевал приз Московского молодежного кинофестиваля.
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству