Мультфильмы-юбиляры
В 2024 году сразу несколько любимых мультфильмов отмечают 55-летний юбилей. Эти картины составили гордость отечественной анимации и вошли в золотой фонд советской мультипликации. Расскажем о нескольких из них в нашей воскресной рубрике «Детский кинозал».
«Ну, погоди!»
В 1968 году директор «Союзмультфильма» Михаил Волков предложил Александру Курляндскому, Аркадию Хайту и Феликсу Камову сочинить смешной сценарий детского мультика. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Долго выбирали, кто за кем гонится. Перебрали разных персонажей: сначала хотели взять лису и петуха, потом — лису и зайца, остановились на волке и зайце, как наиболее привычных для русского фольклора персонажах. Режиссером и художником выступил молодой режиссер Геннадий Сокольский. В 1969 году двухминутный мультфильм вышел в киножурнале «Веселая карусель». Десятиминутное продолжение поручили снять опытному режиссеру Вячеславу Котеночкину. Котеночкин вместе с художником Светозаром Русаковым сильно изменили изобразительное решение, возраст и внешний облик героев. После показа фильма по телевидению режиссера завалили письмами о создании новых серий. В 1988 году Волк и Заяц принесли Котеночкину Государственную премию СССР. Даже книгу мемуаров знаменитый режиссер назвал «Ну, Котеночкин, погоди!».
«Бременские музыканты»
В этом году исполняется 205 лет со дня первой публикации сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» в сборнике «Детских и семейных сказок», а ее советской экранизации - 55, которую осуществила в 1969 году Инесса Ковалевская. По воспоминаниям поэта Юрия Энтина, «на дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы. А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое». В мультфильме множество культурных отсылок, среди которых, например, прическа Трубадура «под Битлз» или облик разбойников, в которых без труда угадывается очень популярное тогда трио Трус-Балбес-Бывалый (Вицин-Никулин-Моргунов). Веселые песенки были написаны на музыку Геннадия Гладкова. В январе этого года на экраны страны вышел полнометражный фильм о приключениях уличных музыкантов, в котором можно услышать музыку Гладкова в потрясающей аранжировке Максима Фадеева.
«Винни-Пух»
Сказку «Винни Пух и все-все-все» Алана Милна любят и читают уже несколько поколений детей. Автор русского перевода Борис Заходер всегда подчеркивал, что его книга – не дословный перевод Милна, а пересказ, «осмысление» истории по-русски. Образ забавного медвежонка в мультфильме Федора Хитрука придумали сразу два художника: Эдуард Назаров и Владимир Зуйков. «Когда мы нарисовали Винни-Пуха, мы примерно представляли себе, как он мог бы двигаться. Но когда над его движением начали работать мультипликаторы, то произошла такая интересная вещь: в результате какой-то мультипликационной ошибки он пошел так, как новобранец, не умеющий маршировать, — «иноходью»: куда двигается левая нога, туда движется и левая рука. И отсюда получился совершенно неожиданный «шарм», который присущ Винни-Пуху. Он вот такой увалень, не умеющий даже ходить правильно. Вот и возникло его обаяние», - Владимир Зуйков. Неповторимый шарм Винни придал и голос актера Евгения Леонова. Сегодня трудно представить нашего Винни-Пуха с другой озвучкой. Советские мультфильмы высоко оценил Вольфганг Райтерманн, создатель диснеевского «Винни-Пуха», признавшись, что фильмы Федора Хитрука ему нравятся больше, чем собственное творение.
«Крокодил Гена»
Первая повесть Эдуарда Успенского для детей вышла в 1966 году. Во вступлении к повести писатель рассказывал о любимых игрушках своего детства – резиновом крокодиле Гене, пластмассовой кукле Гале и бракованной плюшевой игрушке, которую в семье за странный вид прозвали Чебурашкой. В 1969 году режиссер Роман Качанов снял по повести мультфильм в технике кукольной анимации. С образом крокодила Гены проблем у создателей фильма не было, а вот над Чебурашкой художнику Леониду Шварцману пришлось поработать: «Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью». Вскоре герои мультфильма перекочевали на сувениры, открытки, превратились в куклы. В 2004 году Чебурашка стал талисманом Олимпийской сборной России, а в 2023 году состоялась премьера полнометражного «Чебурашки» на большом экране, который почти сразу стал рекордсменом по сборам и количеству зрителей.
Евгения Крючкова,
главный библиотекарь
Центра литературы по искусству