Музыка Антонио Вивальди
4 марта отмечается 345-летие Антонио Вивальди (1678–1741) – итальянского композитора эпохи барокко, мастера скрипичной музыки. Антонио Лучио Вивальди родился и большую часть жизнь прожил в Венеции. В течение 36 лет он был преподавателем женской консерватории «Оспедале делла Пьета», где руководил оркестром, для которого написал почти все свои известные произведения. Вивальди вошел в историю музыки как создатель жанра сольного инструментального концерта, отличающегося технической виртуозностью, эмоциональной насыщенностью и ясностью формы.
В фонотеке Горьковки представлены записи произведений композитора на грампластинках.
Знаменитый цикл «Времена года» («Le quattro stagioni») – один из ранних образцов оркестровой музыки. Новаторство концертов в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону. Четыре концерта красочно рисуют картины природы. В музыке можно расслышать грозу («Лето», третья часть), дождь («Зима», вторая часть), пение птиц («Весна», первая часть). Виртуозность звучания скрипки в музыке цикла можно послушать в исполнении Лианы Исакадзе и оркестра Грузинской филармонии, Сергея Стадлера и Литовского камерного оркестра, Евгения Смирнова и Московского камерного оркестра, Михаила Ваймана и камерного оркестра Ленинградской филармонии, а также камерного оркестра «Виртуозы Рима».
К наиболее известным духовным произведениям Вивальди принадлежит «Глория» – кантата для солистов, хора и оркестра. Она звучит в исполнении Русского хора СССР и оркестра студентов Московской консерватории, а также есть запись с солистами Галиной Калининой и Ириной Архиповой и камерным хором «Ave sol» в сопровождении Евгении Лисициной, переложившей оркестровые партии для органа. Скрипка – любимый инструмент Вивальди. Скрипичные концерты композитора можно послушать в исполнении Леонида и Павла Коганов, Елены Гилельс. Скрипачи Игорь и Давид Ойстрахи вместе с симфоническим оркестром записали «Кочерто гроссо ля минор», а с пианистом Владимиром Ямпольским «Концерт для двух скрипок и фортепиано». Скрипач-виртуоз Миша Эльман оставил запись «Концерта для скрипки с оркестром соль минор».
Вивальди один из первых обратился к сочинению музыки для духовых инструментов, считавшихся примитивными и неинтересными для композиторов. «Концерт для гобоя и струнного оркестра ля минор» можно послушать в исполнении Юозаса Римаса и камерного оркестра филармонии Литовской ССР. Флейтист Валентин Зверев и камерный оркестр Ленинградской филармонии исполняют «Концерт для флейты и струнного оркестра».
Создавая концерты, Вивальди стремился к ярким и необычным звучаниям, выражая свое лирическое восприятие окружающего мира. Вивальди был одним из первых композиторов, выдвинувших на первый план в искусстве эмоциональность, страсть, индивидуальное лирическое чувство.
Ждем всех любителей старого доброго винила в центре литературы по искусству!
Марина Шидловская,
главный библиотекарь Центра литературы по искусству