Музыка Римского-Корсакова в мультфильмах
Музыка к мультфильмам первой половины ХХ века создавалась весьма тщательно: партитуры были искусно оркестрованы и выстроены по законам крупной формы, а в записи музыки участвовали хорошие симфонические оркестры. Авторы многих полнометражных мультфильмов использовали в своих работах музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова, который часто использовал в своих произведениях сказочные и фантастические сюжеты. 18 марта этого года исполняется 180 лет со дня рождения знаменитого композитора и наш «Детский кинозал» расскажет сегодня о мультфильмах, в которых звучат его незабываемые мелодии.
«Снегурочка» (1952)
Оперу «Снегурочка» Римский-Корсаков писал в глухой русской деревне — возможно, именно поэтому в сочинении нашли отражение несколько традиционных славянских обрядов и картины народных гуляний — например, свадебный ритуал и проводы Масленицы. Как композитор потом говорил, «Снегурочка» далась ему очень легко и стала его лучшим творением. Полнометражный мультфильм по пьесе Александра Островского и опере Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца поставлен одним из патриархов отечественной анимации Иваном Ивановым-Вано, прославившимся своими постановками сказок в русском стиле. Для мультверсии в опере сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность. «Снегурочка» снята в очень распространенной в те годы технике «эклер» (или ротоскоп), которая подразумевает, что рисунок делается по съемке живых актеров. Для этого специально снимали игру актеров Большого театра, певцы и хоры которого озвучивали мультфильм.
«Сказка о золотом петушке» (1967)
Рисованный мультфильм по мотивам одноименной сказки Пушкина сняла режиссер Александра Снежко-Блоцкая. Текст к мультфильму написал Владимиром Владимировым, использовав отдельные мотивы и фрагменты либретто Владимира Бельского к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Эта опера стала последним крупным произведением композитора, она была поставлена лишь после его смерти. Художник Виктор Никитин насытил знаменитый сюжет Пушкина о разрушающей силе красоты и глупости колоритными персонажами и остроумными находками. Самыми яркими героями оказались таинственная Шемаханская царица и старый царь Додон. В музыке к фильму используются мотивы произведений Римского-Корсакова.
«Сеча при Керженце» (1971)
В 1971 году Иван Иванов-Вано ищет новые формы работы и приглашает к сотрудничеству Юрия Норштейна (автора знаменитого «Ежика в тумане»). Два талантливых режиссера соединили русскую музыкальную классику (оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»), народное искусство, живописные работы художников разных эпох и стилей, рассказав зрителю о борьбе русского народа с иноземными захватчиками. В картине умело использованы разнообразные оптические приемы, значительно усиливающие эмоциональное и поэтическое воздействие мультфильма. Норштейн вспоминал, что главной идеей фильма было соединение пластики и звука: «Хотелось сделать не просто цветовые сопряжения в согласии с музыкальным звучанием, а все-таки добиться того, чтобы изображение имело эмоционально-чувственное воздействие на зрителя». Самым удачным эпизодом Норштейн считает сражение, где образцом для оформления пространства послужило изобразительное искусство 1920-х годов, в частности, картина Казимира Малевича «Скачет красная конница». В 1972 году мультфильм завоевал главный приз на Международном фестивале в Загребе.
«Сказка о царе Салтане» (1984)
В опере «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков нарисовал три музыкальные картины — «Три чуда»: изобразил Белочку, которая «песенки поет да орешки все грызет», тридцать трех богатырей и Царевну-Лебедь. У каждого «чуда» — своя тема. Например, главную партию в «Белочке» исполняет флейта, а танцует пушистая любительница орехов под русский народный напев «Во саду ли, в огороде» — как у и Пушкина.
Полнометражный рисованный мультипликационный фильм по сказке Пушкина стал последней работой легендарного режиссерского тандема Ивана Иванова-Вано и Льва Мильчина. В мультфильме использовали музыку из оперы Римского-Корсакова, в том числе знаменитую оркестровую интермедию «Полет шмеля». Интересен тот факт, что сам композитор словосочетание «Полет шмеля» в своих записях не употреблял — оно «приклеилось» к мелодии, под которую происходит путешествие героя, позднее.
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству