Музыка Сергея Васильевича Рахманинова на виниле
2023-й год объявлен годом празднования 150-летия со дня рождения русского композитора Сергея Рахманинова.
Для многих слушателей и музыкантов сочинения Рахманинова – художественный символ России. Наследие композитора включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую духовную музыку, но больше всего он написал для фортепиано.
В фонотеке Горьковки хранятся пластинки с записями произведений композитора.
Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Исполнительскую манеру Рахманинова как пианиста можно послушать в записях не только собственных сочинений, но и произведений Клода Дебюсси, Франца Шуберта, Георга Фридриха Генделя.
Свой «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» композитор написал еще до окончания консерватории. Знаменитый «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром» написан через 10 лет и в нем Рахманинов предстает как сложившийся мастер. Рахманиновский лиризм проявляется здесь во всем своем богатстве и многогранности оттенков. Мелодическая красота и выразительность основных тем концерта раскрываются в записях концерта в исполнении самого автора с Филадельфийским оркестром и пианиста Николая Петрова с симфоническим оркестром СССР. «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром» (1909 г.) – наиболее часто исполняемое произведение композитора. В нашей фонотеке хранятся записи концерта в исполнении Ван Клиберна и оркестра Московской филармонии, Лазаря Бермана и Владимира Горовица с Лондонским симфоническим оркестром.
Среди фортепианных произведений особенно выделяются циклы прелюдий. Эмоциональная сила, драматизм пьес мастерски переданы известными пианистами: Святославом Рихтером, Ириной Смородиновой, Виктором Ересько, Павлом Серебряковым. Цикл «Этюды-картины» отличает стремление композитора показать живописно выразительный образ. Знаменитые пианисты Алексей Наседкин, Эдуард Миансаров, Рудольф Керер, Теренс Джадд, Ван Клиберн оставили записи исполнения пьес этого цикла.
Колокольный звон – центральная звуковая идея концертов композитора. Наиболее ярко он проявляется в поэме для солистов, хора и оркестра «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Произведение можно послушать в исполнении солистов Елизаветы Шумской, Михаила Довермана, Алексея Большакова, Русской хоровой капеллы и оркестра Московской филармонии.
Сонату для виолончели и фортепиано соль минор Рахманинов посвятил виолончелисту Анатолия Брандукову, с которым он впервые исполнил ее в 1901 году. В нашей фонотеке запись этого сочинения можно послушать в исполнении Федора Лузанова и Евгения Светланова, а также Святослава Кнушевицкого и Льва Оборина.
Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры, в тесной связи с европейскими традициями оно показывает духовное богатство России, трепетное отношение к национальным традициям.
Ждем всех любителей старого доброго винила в Центре литературы по искусству!
Марина Шидловская
главный библиотекарь Центра литературы по искусству