Наталья Нарышкина – мать царя-реформатора

28 ноября 1669 года женская часть населения стольного града Москвы пришла в радостное возбуждение. Из разных городов и деревень привозили красавиц – родовитых княжон, боярышень и простых дворянок. Замер в тревожном ожидании Кремль. Царь Алексей Михайлович, вдовец, отец девятерых детей от прежней жены, выбирал невесту – будущую царицу. Смотрины проходили неспокойно, борьба между родственниками невест велась ожесточенная, с интригами и доносами. Но, наконец, победила партия Натальи Нарышкиной, и будущая мать Петра I была торжественно введена в Кремль.

Современники описывали ее так: «Царица Наталья – женщина росту величавого, с приятным лицом, небольшим круглым ртом, высоким челом, изящной соразмерностью во всех членах, выпуклыми черными глазами, звонким приятным голосом и самыми грациозными манерами».

Отец ее был мелкопоместным дворянином, но находился в родстве с крупным государственным деятелем Артамоном Матвеевым. В том, что новая царица совсем не похожа на прежнюю, тихую и богобоязненную Марию Милославскую, убедились сразу. Наталья имела неслыханную смелость приоткрыть при въезде в город окошко своей кареты и показаться народу, который от этого был повергнут  в небывалое смущение – и не удивительно: даже случайная встреча с царицей грозила расследованием с самыми серьезными последствиями. Новой царице было сделано внушение, но в очень мягкой форме: Алексей Михайлович от всей души полюбил свою молодую жену.

Непринужденное поведение царицы воспринималось как вызов, но на самом деле объяснялось тем, что воспитывалась Наталья Нарышкина в семье образованного Матвеева, женатого на шотландке, и нравы в этом доме ничем не отличались от европейских. С появлением Натальи Кирилловны в Кремль проникли невиданные доселе радости западной жизни – музыка, танцы, был построен первый театр. Образ жизни молодой царицы способствовал отмене старых обычаев.

30 мая 1672 года Наталья Кирилловна родила сына Петра. Через год родилась дочь Наталья, а в 1674 году – Феодора, которая умерла в младенчестве. Родители души не чаяли в детях и стремились дать им все, что полагалось высокопоставленным особам.

После смерти младшей сестры, старшая вместе с братом обучалась грамоте, иностранным языкам и изящным манерам.

Пять лет супружеской жизни прошли счастливо. Но неожиданная смерть царя Алексея Михайловича в 1676 году изменила спокойную жизнь царицы Натальи. Двадцатипятилетней вдове пришлось стать во главе партии Нарышкиных, чтобы долгие годы вести отчаянную борьбу с партией Милославских за царскую власть для подрастающего сына.

Во время стрелецкого бунта в 1682 году многие родственники Натальи Кирилловны были убиты. Регентом стала Софья – дочь Алексея Михайловича от первого брака, которая фактически являлась полновластной правительницей и полностью отстранила Наталью Кирилловну от управления страной.

Опальное положение вдовы-царицы продолжалось до торжества Петра над Софьей в 1689 году. Но, одержав эту победу, 17-летний царь предпочитает заниматься, главным образом, потешным войском, а весь груз государственных забот оставляет на усмотрение матери, которая, в свою очередь, препоручает их своей родне – Нарышкиным.

Хотя в этот период и не заметно следов государственной деятельности Натальи Кирилловны, но влияние ее на Петра было довольно значительно. В 1689 г. по настоянию и указанию Нарышкиных и лично Натальи Кирилловны состоялся первый брак Петра с Евдокией Лопухиной.

Умерла Наталья Кирилловна на 43-м году жизни 4 февраля 1694 года от болезни сердца. До конца своей жизни она не снимала траур по мужу.

После смерти матери Петр принимает на себя всю полноту власти. Все, о чем она мечтала, ради чего жила и умерла, сбылось: в тяжелейших условиях сохранила сыну жизнь, отвоевала для него царский престол, показала образцы для подражания и дала культурные ориентиры. Это она сотворила сильную, яркую, всесторонне развитую личность – царя-реформатора, который вошел в историю России как Петр Великий.

Наталья Баркова,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам книги: Дмитриева О. В. Княгини, царицы, императрицы и другие знаменитые женщины России / Ольга Дмитриева. – Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. – 393 с.

Сайты:

«Проза.ру» 

«Культорология.рф» 

29.12.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.