Неповторимая Фрекен Бок
27 августа — день рождения великой актрисы Фаины Раневской. Неповторимая, невероятно эксцентричная, способная даже из маленького эпизода сделать истинный шедевр Фаина Георгиевна Раневская отметилась всего в двух мультфильмах – «Сказке о царе Салтане» и «Карлсон вернулся» и в нескольких детских фильмах, с которыми сегодня наш «Детский кинозал» познакомит юных читателей.
«Сказка о царе Салтане» (1943)
Во время Великой Отечественной войны сестры Валентина и Зинаида Брумберг решили снять знаменитую пушкинскую сказку. Сценарий они написали сами, на озвучивание пригласили Михаила Жарова (царь Салтан), Марию Бабанову (царевна Лебедь), Черномор говорит голосом Леонида Пирогова - сына нашего земляка, знаменитого певца Григория Пирогова. Фаина Раневская озвучила сватью бабу Бабариху. При создании фильма использовалась техника «эклер» (она же ротоскопирование) — съемка игры актеров, с последующей обрисовкой и раскрашиванием.
«Карлсон вернулся» (1970)
Роль Бабы-Бабарихи в первом мультфильме была второстепенным персонажем, а вот в «Карлсоне» великолепная Раневская максимально проявила свой талант. Мало кто знает о том, что режиссеры долго не могли уговорить Раневскую озвучивать Фрекен Бок. Художник Анатолий Савченко, желая угодить артистке, решил срисовать образ с самой Раневской, но получился совершенно противоположный эффект. Во время работы актриса постоянно спорила с создателями мультфильма и импровизировала. Режиссера Степанцева она и вовсе выгоняла из студии, чтобы тот не мешал записи, а сценариста заставляла переписывать реплики Фрекен Бок. Слова «траля-ля-ля, а я сошла с ума» принадлежат фантазии актрисы. «Домомучительница» получилась запоминающейся, и хотя больше Фаина Раневская не участвовала в озвучивании, ее образ циничной пожилой дамы вдохновил многих артистов. Так, Олега Ануфриева просили петь «под Раневскую» за персонажа атаманши из «Бременских музыкантов».
«Подкидыш» (1930)
В начале 30-х годов снималось мало детских фильмов, поэтому сценарий картины о поисках в Москве маленькой девочки был утвержден сразу. Авторы сценария детская писательница Агния Барто и актриса Рина Зеленая писали взрослые роли специально для двух популярных тогда театральных актеров Ростислава Плятта и Фаины Раневской. В фильме Фаина Раневская сыграла свою самую известную роль, хотя сначала она не хотела сниматься. Согласие на съемки она дала, чтобы поддержать Барто и Зеленую, с которыми она дружила. Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» родилась из уст Фаины Георгиевны случайно в перерыве между съемками и «вошла» в фильм. С этого момента зрители буквально преследовали актрису этой фразой, из-за чего Раневская эту роль не любила.
«Золушка» (1947)
Музыкальный фильм-сказку, снятый режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро, в первый же год проката посмотрело более 18 миллионов советских граждан. Огромная роль в успехе картины, принадлежит, без всяких сомнений, Фаине Раневской. Сценарий к фильму написал Евгений Шварц, в роли Мачехи он не представлял никого кроме Раневской. Шварц разрешил Фаине Георгиевне «дописывать» и менять текст своей роли так, как ей захочется. За это Раневская платила Шварцу искренней любовью. Елена Юнгер, сыгравшая капризную сестрицу Золушки Анну, вспоминала: «С Раневской мне выпало счастье сниматься в картине «Золушка». Ее требовательность к себе не имела границ — съежившись где-нибудь в углу, прячась от посторонних глаз, она часто сердито бормотала: «Не получается... Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться...» Во время съемок Фаина Георгиевна очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос при помощи кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочек ваты. Все это было неудобно, мешало... «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», — говорила она».
«Слон и веревочка» (1945)
Дебютный фильм режиссера Ильи Фреза о детских играх и фантазиях снят по сценарию Агнии Барто. На ее же стихи композитор Лев Шварц написал «Колыбельную о слоне», которую исполнила в фильме Фаина Георгиевна. В фильме актриса исполнила роль бабушки шестилетней Наташи Защипиной. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой. Из книги Глеба Скороходова «Разговоры с Раневской»: «...Я дважды снималась не с девочкой, а с живым чудом — с Наташей Защипиной. Вы знаете эти картины — "Слон и веревочка" и "У них есть Родина". Я сначала боялась за Наташу, все актеры боятся играть с детьми: они ведь не играют, а живут, так верят в происходящее, что разоблачают любого актера, который такой веры не нашел. Неожиданно мы подружились. Может оттого, что я вообще не умею сюсюкать и говорила с Наташей как со взрослой. А ей было шесть! Кроха...»
Фаина Раневская говорила о своем актерском призвании: «Я не признаю слова играть. Пусть играют дети. Пусть музыканты играют. Актер на сцене должен жить!». В кино ей доставались второстепенные роли, которые она прожила так мастерски, что ее героини навсегда вошли в золотой фонд нашего кинематографа.
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству