О литературе с Александром Архангельским
27 марта гостем библиотеки стал Александр Архангельский, литературовед, критик, публицист, прозаик, телеведущий, профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики – человек бесспорно авторитетный и широко осведомленный. В рамках мартовских педагогических встреч «Наука. Образование. Практика» (совместный проект управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани, РГУ им. С.А. Есенина, библиотеки им. Горького) Александр Николаевич выступил с лекцией «Как возник школьный литературный канон и что нам теперь с ним делать?».
Узкоспециализированная тема, как это обычно происходит на публичных лекциях в нашей библиотеке, вылилась в заинтересованный диалог о чтении как таковом. Но, начнем все же с начала. Что такое литературный канон? В разных вариациях и разные ученые называют этим термином перечень текстов и авторов, выдержавших проверку временем, образцовых, считающихся ключевыми в национальной литературе. Основной массив этой литературы представлен писателями-классиками и наилучшим образом прослеживается в учебных программах – списках произведений, обязательных для прочтения. Школьный канон формируется с учетом возраста учащихся. Например, Лев Толстой – общепризнанный представитель русского литературного канона. В младших классах мы читаем его «Филипка», в старших – «Войну и мир».
Минус канонов, по мнению Архангельского (и с этим трудно не согласиться), в том, что все они искусственны. «Слово о полку Игореве» есть в школьной программе, а не менее уникального «Жития протопопа Аввакума» нет. Кроме того, все каноны могут претерпевать изменения, хотя для этого и требуется длительное время. Так, к примеру, произошло с романом Николая Островского «Как закалялась сталь», который на волне социалистической идеологии вошел в школьный канон, а с коренными переменами в стране «покинул» его. Коварство еще и в том, что в угоду «канонизированных» текстов школьники не успевают читать современную литературу, написанную на понятном им языке, с узнаваемыми характерами и событиями, которая содержит свои истины, представляет героев своего времени. Наши дети не изучают в школе феномен Виктора Пелевина, особенный стиль Дины Рубиной, образцовые стихотворные фельетоны Дмитрия Быкова. Что же делать? Как мирно сосуществовать с утверждаемыми на государственном уровне списками литературы? А они, разумеется, необходимы. Образованным людям надо знать этапы и ярких представителей литературного процесса, и начинать знакомство лучше со школы.
Как вариант наш лектор предложил изучать классиков и современников параллельно. В качестве примера Александр Архангельский привел возможный симбиоз «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Лавра» Евгения Водолазкина. У этих произведений есть сюжетная схожесть, плюс – древнерусский язык, на котором изъясняются персонажи Водолазкина. В каждом каноне есть твердое ядро и размытая периферия. На вопрос кого бы сам Александр Николаевич поместил в школьный канон, наш гость ответил, что «в ядро» никого, а вот «на периферии» в числе прочих рассмотрел бы романы «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной и «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина, рассказы Людмилы Улицкой. К тому же, по мнению докладчика, именно на современной литературе школьникам уместнее всего оттачивать критическое мастерство, умение спорить.
Отвечая на вопрос слушателя о сокращении числа книжных магазинов, Александр Архангельский подчеркнул, что на этом фоне априори должен возродиться интерес к библиотекам. Он заявил это со знанием дела, как автор телевизионного проекта «Фабрика памяти: библиотеки мира». Во время выступления наш гость также убедительно разъяснил, почему в нашей стране шкала интереса к чтению разительно отличается от европейской, почему после детского увлечения книгами наступает катастрофический спад в подростковом возрасте. Любопытно, что на фоне снижения читательского спроса россияне демонстрируют повышенную тягу к самовыражению, всеми возможными способами продвигая в массы свои стихи и прозу.
С удовлетворением отмечаем, что встреча прошла на подъеме, продемонстрировала заинтересованность рязанских педагогов, библиотекарей, студентов, журналистов. Нашей библиотеке Александр Архангельский подарил свои книги, а мы, в свою очередь, надеемся на продолжение сотрудничества.
Ольга Челышева,
ведущий редактор