Обыкновенный волшебник
В октябре исполнилось 125 лет со дня рождения знаменитого писателя, покорившего своими произведениями читателей всех возрастов, Евгения Львовича Шварца. Каждый из нас хотя бы один раз смотрел фильмы, снятые на основе пьес и сценариев писателя: «Принцесса и Свинопас», «Золушка», «Снежная королева», «Тень», «Дон Кихот» «Дракон», «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо» и др. Имя Евгения Шварца особенно дорого рязанским читателям – его мать была родом из Рязани, и юный Женя в детстве часто гостил у рязанских родственников. Предлагаем сегодня в нашем «Детском кинозале» вспомнить несколько экранизаций пьес известного писателя.
«Марья-искусница» (1959 г.) Режиссер Александр Роу задумал снять сказочный фильм, где главным героем был бы русский солдат. В поисках сюжета он перечитал народные солдатские сказки, литературные источники и нашел пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанную еще в 1946-м году для кукольного театра. Любимый актер Роу, Георгий Милляр, сыгравший Квака, придумал своему герою знаменитую манеру говорить с «приквакиванием», и вот уже не одно поколение зрителей повторяет вслед за ними «ква-ква-квак вы правы!» или «Ква-ква-ква-кванечно!».
«Золушка» (1947 г.) Музыкальный фильм-сказка, снятый режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро на базе киностудии «Ленфильм». Евгений Шварц с удовольствием взялся за идею написать киноверсию известной сказки. Он поддержал кандидатуру Янины Жеймо на главную роль, ведь у нее был рост всего 147 см и ножка 31 размера. Во многих источниках можно встретить информацию, что королевский дворец снимали в усадьбе барона фон Дервиза, которая находится в селе Кирицы под Рязанью. На самом деле уличные сцены снимали в Риге, а сам дворец был всего лишь декорацией, построенной в павильонах «Ленфильма». В первый год проката картину посмотрело более 18 млн. советских граждан. Также картину показали в Финляндии, Австрии, Франции, Швеции, Японии. В 2009 году фильм был отреставрирован и колоризирован.
«Сказка о потерянном времени» (1964 г.) Советскую семейную сказку режиссер Александр Птушко снял по мотивам одноименной сказки Евгения Шварца, которую тот написал в 1940 году. Режиссер решил немного изменить условия отмены заклинания. В фильме нужно было прокрутить стрелки часов 3 раза, а в книге – 77 раз. Интересен и тот факт, что в фильме впервые были применены некоторые приемы комбинированной съемки, которые до сих пор используют в голливудских блокбастерах, например, когда камера «летает» вокруг героя. Главные роли в картине сыграли популярные актеры Георгий Вицин, Рина Зеленая, Савелий Крамаров, Олег Анофриев. Уже несколько десятилетий эта киносказка (как и книга) занимает прочную позицию в списке всеми любимых советских сказок благодаря великолепной игре актеров и хорошей морали сказки. Ведь научиться беречь свое время важно не только детям, но и взрослым.
«Два клена» (1977 г.) Пьесу-сказку Шварц написал в 1953 году и до сих пор ее охотно ставят во многих театрах нашей страны и за рубежом. В 1977 г. режиссер Анатолий Солин создал анимационную версию сказки о коварной Бабе-Яге и матери-работнице Василисе. Литературная критика отмечала, что писатель в «Двух кленах» на большую высоту поднял образ Василисы – работницы, матери, героической и мудрой в своей любви к детям, сильной своей неразрывной связью со всем тем, что есть доброго и благородного в мире.
Известный советский режиссер и друг Шварца Николай Акимов так объяснял секрет зрительской любви к пьесам писателя: «Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых «Обыкновенное чудо» — выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть… Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло».
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству