Он красоту увековечил
1 апреля в библиотеке имени Горького состоялся арт-час «О чем говорят картины Владимира Боровиковского» с рязанским искусствоведом Андреем Балашовым.
Владимир Лукич Боровиковский – один из блестящих художников-портретистов XVIII века, который оставил после себя более 400 произведений. Его портреты самые разные: миниатюрные, парадные, камерные, групповые.
Знаменитый художник начал свой творческий путь с работы над иконами. Наиболее ранние изображения – иконы богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид». Эти произведения, несмотря на некоторые архаические черты, свидетельствуют о том, что молодой художник усвоил приемы религиозной живописи 18 века.
Владимир Лукич не стал придворным мастером, но в светском обществе на его творчество возникла мода. Среди высокопоставленных чиновников особенно ценились вышедшие из-под кисти Боровиковского парадные изображения. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А.Б. Куракина», «Портрет Муртазы-Кули-хана».
Художник также написал величественный «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», портреты Елены Нарышкиной и фрейлины Екатерины Арсеньевой. Признанным шедевром мастера является «Портрет М.И. Лопухиной» – дочери графа И.А. Толстого. В этом образе художник воплотил свое представление о прелести и духовной красоте, подчеркнув обаяние юности, ее надежды и мечтания.
На встрече любители искусства познакомились с творчеством Владимира Боровиковского, узнали факты из его жизни. Большой интерес у слушателей вызвал рассказ о портрете Екатерины Арсеньевой. В белом платье, с жемчужным браслетом и яблоком в руке изображена дочь боевого генерала – веселая и кокетливая Екатерина Арсеньева, прозванная исследователями «русской Венерой с курносым лицом».
В конце жизни религиозная живопись стала основным мотивом творчества художника. Его работы украшают многие храмы Петербурга: Казанский собор, церковь Михайловского дворца.
В завершении своего выступления Андрей Михайлович рассказал о нескольких картинах под общим названием «Благовещение» зарубежных художников XVII века, написанных в разных стилях.
Гости мероприятия были благодарны Андрею Балашову за познавательную лекцию. Следующая встреча состоится через две недели и будет посвящена великому христианскому празднику Пасхи в картинах русских художников.
Юлия Ромадина,
главный библиотекарь центра литературы по искусству