Первая русская летописица
Друзья, предлагаем вам присоединиться к нашей новой исторической рубрике «Женщины в истории России».
Русские женщины с глубокой древности объединяли народ и государство в единое целое. Для них не существовало недоступных вершин. Красота и изящество, ум и талант, благородство и жертвенность – лучшие человеческие качества нашли свое воплощение в представительницах прекрасного пола. Новая историческая рубрика познакомит вас с судьбами и характерами великих русских женщин. Все они были выдающимися личностями своего времени, неразрывно связанными с тысячелетней историей России.
Сегодня рассказ о Марии Михайловне, княгине ростовской (1212/1213 –1271), первой русской женщине-летописице, составившей свод Ростовской летописи.
Она была младшей дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича и княгини Феофании. Старшая сестра Марии, Феодулия, впоследствии стала одной из самых известных в православной церкви святой – Евфросинией Суздальской. Сестер учил отец и его ближайший боярин Федор, образованный «от философов». Мария, как и Феодулия, «не в Афинех учися, но афинейские премудрости изучи».
В 1227 году 14-летнюю Марию своей женой выбрал рано осиротевший 17-летний ростовский князь Василько Константинович, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо, объехавший до этого в поисках невесты всю Русь. Венчание состоялось в Чернигове 10 января 1227 года. В феврале молодожены прибыли в Ростов Великий. В 1231 у княжеской четы родился сын Борис, в 1236 – сын Глеб. А 4 марта 1238 в битве с татаро-монголами на реке Сить Василько Константинович погиб.
Мария Михайловна была для своего времени женщиной высокообразованной и деятельной. Под ее руководством юные княжичи постигали основы грамоты и нравственности, а епископ ростовский Кирилл, выступал в роли духовного наставника.
После нашествия татаро-монголов и разгрома Киева, Чернигова, Рязани, Владимира, почти угасло и летописание. Но Ростов уцелел, в живых остался и ростовский епископ Кирилл. Город стал духовным центром Владимирского княжества. Здесь с 1238 по указанию княгини Марии и при ее непосредственном участии было продолжено русское летописание, составлен свод Ростовской летописи.
Летопись княгини Марии подробно описывает судьбу родного ей Чернигова, взятие и сожжение его татаро-монголами, мученическую смерть отца в Орде. В пример всем русским князьям ставятся «новые мученики» – рязанский князь Роман, князь Василько, Михаил Черниговский и другие, которые предпочли мученическую смерть, но не уступили врагам ни своей веры, ни интересов родины. Особо отмечено посещение Ростова великим князем Александром Ярославичем Невским. Двоюродный брат Василька, он встречался с княгиней и поддерживал ее важный труд.
Академик Лихачев отмечал, что ростовское летописание не носит узколичного характера, а поднимает большие общественные вопросы того времени, придавая им религиозно-нравственную окраску.
В 1246 году Марию Михайловну постигло новое несчастье. В Орде вместе с боярином Феодором и на глазах сопровождавшего его внука Бориса мученически погиб ее отец, князь Михаил Всеволодович Черниговский. Вернувшись в Ростов, Борис поведал матери подробности смерти деда. Вскоре при участии Марии Михайловны было составлено краткое «Сказание» о Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре, которое потрясло всю Русь. Благодаря писательской работе княгини Марии имена ее отца и мужа стали символами патриотизма, мужества, бесстрашия русских князей и воинов. Они вселяли веру в грядущее освобождение от захватчиков родной земли.
Попробуем представить себе княгиню Марию над листами летописи: она сидит на «стульце», положив летопись на колени. Рядом с ней на низком небольшом столике письменные принадлежности. Она пишет в отдельных тетрадях, то есть согнутых в два, в четыре раза листах пергамента или бумаги, которые потом переплетаются в книгу. В тексте оставлено место для заставок, инициалов, миниатюр, которые сделает потом художник. Княгиня вспоминает дорогие ей лица и пытается сохранить их для нас, ее далеких потомков.
Но вот еще одна строка в летописи: скупое сообщение о смерти самой княгини, которая скончалась 9 декабря 1271 года, начертанное чьей-то почтительной и дружеской рукой: «Предаст душу тихо и нетрудно, безмятежно. Слышаша вси люди града Ростова преставление ея и стекошася вси людие в монастырь Святого Спаса».
В Ростове, на берегу озера Неро стоит Великий Спасояковлевский монастырь. Он возник из слияния двух монастырей – Спасского и Яковлевского. Спасский монастырь был основан княгиней Марией более семисот лет назад и назывался Княгининым. Возможно, что там она писала свою летопись, там была и похоронена. Могила ее давно потеряна. Но память о ней живет в ростовских преданиях. Как сказал поэт, «всего прочнее на земле печаль, и долговечней царственное слово». Вот и долговечное слово летописи княгини Марьи пережило века.
Наталья Баркова,
главный библиотекарь универсального читального зала
По материалам книги: Кайдаш-Лакшина С. Н. Судьбы великих русских женщин. – Москва: Мартин, 2005. – 576 с.
Сайты: «Библиотека электронной литературы»