Первая женщина-скульптор
В 1920 году в Петрограде завершился земной путь одной из первых женщин-скульпторов России – Жозефины Антоновны Полонской.
Жозефина Антоновна Полонская (в девичестве Рюльман) родилась 3(15) декабря 1844 года. В 1866 вышла замуж за поэта Якова Полонского. В 1880 году, когда в семье было уже трое детей, поступила в классы «начальной школы рисования, черчения и лепления» при Центральном училище технического рисования барона Штиглица, основанном в 1876 г. по указу Александра II. Позже занималась у преподавателя училища, известного скульптора, академика М.А. Чижова. В 1886 году Полонская окончила училище, получив на экзамене первую премию.
Талант Жозефины Антоновны был замечен и поддерживался не только мужем, но и его друзьями. Летом 1881 года семья Полонских гостила в имении Ивана Тургенева. Незадолго до отъезда Тургенева из Спасского супруга поэта начала лепить скульптурное изображение писателя из кусков воска. Работа понравилась писателю, и он взял слово с Полонской, что она будет продолжать свои занятия скульптурой. В августе 1883 года писатель скончался. В память о нем Полонская продолжала упорно работать над бюстом. Комиссия сочла работу «художницы-самоучки» удачной. Бюст отлили из бронзы, и в августе 1885 года на Волковском кладбище в Петербурге состоялось освящение первого памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу.
Журнал «Исторический вестник» (1885, №10. С. 222), сообщая об этом событии, писал: «Сходство бюста замечательное. Что же касается художественной отделки деталей головы, выражения глаз и проч., то в этом отношении работа г-жи Полонской свидетельствует о таланте и артистической свободе автора, сумевшего вдохнуть жизнь и мысль в черты изображенного ею лица покойного гениального писателя». Жозефина Полонская была участницей академических выставок и в 1885 г. за бюсты Тургенева и Полонского получила малую серебряную поощрительную медаль от Академии художеств.
В 1889 г. в Одессе был установлен памятник А.С. Пушкину на средства, собранные гражданами города, помнившими о том, что поэт провел в Одессе ссылку 1820–1824 гг. Над бюстом поэта, отлитым впоследствии из бронзы, работала Полонская. Об этом и сегодня напоминает автограф скульптора на памятнике, а на гранитном постаменте выбито: «По проекту Хр. Васильева лепила Ж. Полонская…». В том же 1889 году гипсовый бюст поэта в исполнении Жозефины Полонской был открыт в саду около здания Императорского Александровского лицея в Петербурге. За бюст Пушкина скульптор была удостоена звания почетного вольного общника Академии художеств.
Сегодня многие помнят наших прославленных соотечественниц, скульпторов Веру Мухину и Анну Голубкину, а имя первой женщины-скульптора в России почти забыто. По завещанию, подготовленному Жозефиной Антоновной Полонской в 1919 г., вместе с архивом Якова Петровича Полонского в Пушкинский дом были переданы и ее скульптурные работы, переписка и документы.
Работы Жозефины Полонской находятся в ИРЛИ (Пушкинском доме). В Иркутском областном художественном музее, кроме живописных работ Якова Петровича Полонского, хранится скульптурный портрет Димы Вонлялярского, созданный Полонской в 1884 году. Она выполнила скульптурные портреты Вольтера, Софьи Ковалевской, Афанасия Фета. Итог творческой деятельности Полонской — пятнадцать портретных бюстов. Все они достойны внимания, а имя их автора – памяти россиян.
Более подробно о забытом скульпторе можно узнать из опубликованной в «Тургеневском сборнике» (Ленинград : Наука, 1967) статьи «Скульптор
Ж. А. Полонская» Н. Н. Фоняковой и прочитать на сайте Иркутского областного художественного музея и на сайте проекта «Они оставили след в истории Одессы».
Вера Буковская,
главный библиотекарь кафедры периодических изданий