Первое русское прижизненное издание «Путешествие вокруг света на корабле "Бигль"» Чарльза Дарвина

В 2021 году исполнилось 190 лет одному из важнейших путешествий в истории – кругосветной экспедиции корабля «Бигль» Адмиралтейства Британии. Важнейшим оно стало не потому, что в далёком 1831 году «Владычица морей», потерявшая североамериканские колонии и снаряжая дорогостоящую экспедицию, направила свои устремления на Южную Америку, а потому что среди её участников был неудачливый студент Чарльз Дарвин. Главной задачей плавания «Бигля» считали картографирование берегов Америки и более точное определение некоторых меридианов, но знали бы адмиралы, что его плавание войдет в историю благодаря присутствию на борту «начинающего натуралиста»! Его портрет – профиль совершенно седого старика с внушительной бородой и печальными глазами – знаком сейчас каждому, но, когда Дарвин отправился в кругосветное путешествие, ему едва исполнилось 22 года. Ещё в помине не было седой бороды и новаторских идей – только пытливый ум и безграничное желание познавать мир, изучая живую природу.

Британское правительство, снаряжая экспедицию, не хотело брать на себя никакой заботы о натуралисте, считая не обязательным его присутствие в составе команды. Но на включение такого учёного настаивал сам капитан Роберт Фицрой, а профессор Кембриджского университета Генслоу порекомендовал именно Чарльза. В письме к Дарвину от 24 августа 1831 года Генслоу писал: «Я заявил, что считаю Вас из всех, кого знаю, наиболее подходящим для этой цели. Я утверждаю это не потому, что вижу в Вас законченного натуралиста, а по той причине, что Вы достаточно специализировались в коллекционировании, наблюдении и возможности отмечать всё то, что заслуживает быть отмеченным в естественной истории… Не впадайте через скромность в сомнения или опасения относительно своей неспособности, потому что – уверяю Вас – я убеждён, что Вы именно тот человек, которого они ищут».

Путешествие продолжалось без малого пять лет. «Бигль» под руководством Фицроя осуществлял гидрографическую и картографическую съёмку побережья, а Дарвин большую часть времени проводил на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории. В течение путешествия он тщательно записывал свои наблюдения и теоретические выкладки, а время от времени, как только для этого представлялся удобный случай, отсылал копии заметок в Кембридж, вместе с письмами, включающими копии отдельных частей его дневника, для родственников.

Экспедиция привезла из плавания 100 карт и 80 планов бухт и гаваней; «натуралист без оплаты» Чарльз Дарвин – 13 записных книжек, много «мусора», по выражению капитана Фицроя, и множество идей. За пять лет плавания молодой корабельный натуралист совершил столько открытий, что их хватило на 22 года изучения и осмысления. Дарвин привез из экспедиции сотни коллекций, материал, которого хватило на девять книг по геологии и биологии, и дневники с наблюдениями за изменчивостью форм родственных видов, которые через десятки лет станут великой теорией эволюции и естественного отбора.

Впечатлений от путешествия было столько, что Дарвин пометил себе: «Даже если не достигну никакой другой цели, у меня до конца жизни будет достаточно материала для занятий и развлечений». Он был прав!

Дневниковые записи и материалы экспедиции легли в основу первого научного произведения Чарлза Дарвина «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль"», которое было написано и опубликовано в 1839 году. А в 1865 году вышел первый перевод этой книги на русском языке в двух томах. Примечательно, что перевод осуществила Елизавета Григорьевна Бекетова, бабушка Александра Блока, а редактировал перевод его дед Андрей Николаевич Бекетов – профессор, русский ботаник (морфолог, систематик, ботаник-географ), педагог, организатор и популяризатор науки, основоположник географии растительности в России.

Первый том этого прижизненного издания, являющегося большой редкостью, хранится в фонде нашей библиотеки. В издании небольшого формата – изобилующие занимательными подробностями описания Южной Америки: Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива, Бразилии, Аргентины, Уругвая, Фолклендских островов и островов Зелёного Мыса, их экзотической природы и населения. С тех пор многие растения, животные и племена исчезли с лица Земли и их описание можно встретить только на страницах этой книги.Увлекательность сочинения Дарвина не уступает лучшим образцам приключенческих романов о путешествиях, аего способность так живописать картины тропической природы, облик и повадки животных, характеры и отношения людей, что они встают перед нами во всей свой осязаемой реальности, просто поражает! И это превосходно сочетается с необычайным даром автора видеть, подмечать предметы и явления природы во всех их особенностях и связях – в описаниях и анализах Дарвина природа встаёт как единое целое, её отдельные, изолированные, часто кажущиеся незначительными и неинтересными объекты и явления становятся взаимосвязанными, обретают все свойственные им краски и смысл.

«Тело может умереть, но остаются послания, которые мы отправляем при жизни», – сказала в недавнем интервью по случаю своего столетия нобелевский лауреат, выдающийся нейробиолог (а значит – научная «внучка» Дарвина) Рита Леви-Монтальчини. Послание, которое оставил нам Дарвин, можно сформулировать так: жизнь и мироустройство можно принимать не изучая, а можно попытаться понять – и тогда нам откроются настоящие чудеса.

Всех желающих прикоснуться к этой замечательной книге и вместе с автором отправиться в удивительное путешествие мы приглашаем в центр редких и ценных изданий!

Елена Соболева,
главный библиограф центра редких и ценных изданий

24.11.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.