Подведены итоги конгресса РБА–2018
Подведены итоги Всероссийского библиотечного конгресса: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации. Форум проходил в городе Владимире с 12 по 18 мая 2018 года.
Проведение конгресса во Владимире и Суздале дало возможность всем участникам не только пополнить профессиональные знания, но и ближе познакомиться с древними русскими городами, входящими в Золотое кольцо, освежить свою историческую память, ощутить свою сопричастность к событиям многовековой давности. Неслучайно основная тема Конгресса 2018 года была заявлена именно так: «Опираясь на прошлое, строим будущее. Роль культурного наследия в преобразовании библиотечного дела России».
От Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького в конгрессе приняли участие 10 человек, подготовлено 9 докладов. Мы работали на различных секциях и круглых столах, в числе которых секция центральных библиотек субъектов Российской Федерации, молодежная секция, секция по библиотечному обслуживанию молодежи, секция по истории библиотек, «Библиотечное обслуживание мультикультурного населения», совместные заседания секции по формированию библиотечных фондов, секции публичных библиотек, секции по издательской и книгораспространительской деятельности, секции по автоматизации, форматам и каталогизации, секции Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
Как всегда, активность проявила наша молодежь. Помимо докладов на секциях, молодые сотрудники РОУНБ им. Горького приняли участие в подготовке «встречи без галстука» с президентом Российской библиотечной ассоциации, директором Государственной публичной исторической библиотеки Михаилом Дмитриевичем Афанасьевым. Он ответил на «100 вопросов о разном».
За последние годы в коллектив библиотеки имени Горького влилось много молодежи. Благодаря постоянной поддержке директора Н.Н. Гришиной молодые сотрудники находят свое место, растут профессионально и закрепляются в библиотеке. Нам приятно, что на конгрессе Наталье Николаевне вручили Почетную грамоту Российской библиотечной ассоциации «За вклад в развитие молодежного библиотечного движения в России».
Поздравляем нашего замечательного директора и гордимся!
Конгресс завершился, предоставив нам возможность профессионального общения, налаживания контактов для дальнейшего сотрудничества, обогатив новыми идеями и планами. Словом, интересная жизнь продолжается!
Галина Долотина,
заведующая отделом организационно-методической
и образовательной деятельности
Отчеты участников конгресса РБА:
15 мая в рамках работы Ежегодной Конференции РБА состоялась дискуссия по теме «Библиотечное образование сегодня: уничтожить нельзя сохранить. Где поставить запятую?».
Модераторами были Александр Сергеевич Тургаев, д. и. н., профессор, ректор Санкт-Петербургского государственного института культуры, и Ирина Борисовна Михнова, к.п.н., директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент РБА. В дискуссии принял участие Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент РБА, директор Государственной исторической библиотеки.
Обсуждались следующие вопросы:
– Какой молодой специалист – выпускник библиотечной школы – нужен библиотекам сегодня?
– В чем уникальность профессионального библиотечного образования?
– Каким образом практики могут включиться в подготовку специалистов?
– Какой абитуриент приходит учиться на библиотекаря?
Жаркую дискуссию вызвал спор о необходимости специальных библиографических знаний для сотрудников отделов обслуживания читателей. Высказывались диаметрально противоположные точки зрения:
«В библиотеке должны работать только специалисты библиотечного дела. Иначе теряем по три года на обучение работников с другим, даже гуманитарным образованием». (Брянск, областная универсальная научная библиотека)
«Принципиально не беру на работу в библиотеку выпускников библиотечного отделения». (Томск, директор научной библиотеки университета).
В итоге был сделан вывод: библиотечное образование, конечно, необходимо сохранить. Среднее специальное библиотечное образование – база, позволяющая успешно работать; миссия высшего образования – формирование профессионального сознания, понимания смысла работы, самоценности библиотечной профессии; обучение работе с библиотечными технологиями.
И.Б. Михнова поделилась опытом исследовательской работы:
1. «Советы постороннего» предполагают работу библиотекаря в паре с человеком, не имеющим отношения к нашей профессии. В итоге «посторонний» высказывает свои предложении, дает оценки и т. д.
2. Исследование качества работы по группам (например, 5 молодых специалистов-библиотекарей; 5 возрастных и 5 молодых специалистов с иным образованием).
Были отмечены слабые места сегодняшнего библиотечного образования и деятельности библиотек:
1. Сегодня вузы делают набор даже не каждый год (уничтожается профессиональная среда для преподавателей и для будущих специалистов).
2. «Многостаночность» библиотекаря-дилетанта (характерна для маленьких библиотек).
3. Молодые (новые) сотрудники нацелены не на вертикальные, а на горизонтальные карьерные лифты.
4. Внутри вуза утрачен контекст, сокращается количество кафедр, утрачивается возможность выбора.
5. Уже в школе формируется недостаток гуманитарных знаний.
6. Нет стандарта библиотечного образования.
7. Необходимо изменить программу и методику преподавания, ввести знакомство с практикой на протяжении всего курса обучения.
Наталья Викторовна Лопатина, заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры, подчеркнула, что «постановка вопроса, вызвавшего дискуссию, говорит о кризисе профессии», и добавила, что «учить надо с опережением, чтобы специалист чувствовал себя востребованным не только сегодня, но и через 10–20 лет».
Какой специалист нужен?
– С хорошим запасом гуманитарных знаний, способный общаться на должном уровне.
– С наличием отраслевых знаний (библиотекарь должен говорить на одном языке с читателем).
– Специалист должен хорошо владеть техникой поиска по разным источникам, понимать, в каком направлении развиваются технологии.
– Специалист должен иметь навыки коммуникации, проектной деятельности, хорошо владеть речью.
– Специалист должен иметь общее представление о библиотечных технологиях.
15 мая во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи прошло заседание молодежной секции Российской библиотечной ассоциации.
Участников приветствовали председатель Молодежного Совета при департаменте культуры администрации Владимирской области, организатор поэтического фестиваля «Созвездие СЛОВО» Ирина Колесникова и председатель Молодежной Думы, руководитель проекта «Литературная губерния» Полина Касаткина.
В этом году в рамках секции праздновали два юбилея: 25 лет молодежному библиотечному движению и 15-летие журнала «Молодые в библиотечном деле». О молодежном библиотечном движении говорила главный редактор и учредитель журнала Татьяна Макаренко.
О своих проектах рассказали молодые библиотекари из разных уголков России. Об опыте Рязанской области рассказала Наталия Бушковская, она представляла образовательный проект «Культурная монополия».
На вечернюю – неформальную – часть (т.н. встречу «без галстука») к молодежи пришел президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Дмитриевич Афанасьев. Он ответил на «100 вопросов о разном».
Михаил Дмитриевич Афанасьев сказал:
«Будущее библиотеки в руках молодых библиотекарей. И отрадно, что молодежная секция своей активной работой заставляет нас с оптимизмом смотреть в это будущее. Встреча «без галстука» – прекрасный пример творческого подхода молодых к серьезным темам, она удалась «на все 100». Было интересно и мне, поскольку вопросы были неожиданными и говорящими о серьезном отношении к выбранной профессии, и, думаю, мои ответы были интересны и полезны слушателям».
Заседание секции по библиотечному обслуживанию молодежи проходило во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи. Тема заседания: «Библиотека и молодежь: успешные модели взаимодействия».
Библиотекари из регионов России обсудили лучшие практики. Выделили направления работы с молодежью, среди которых приоритетные:
1. Молодежное волонтерство в библиотеках.
2. Научно-техническое творчество.
3. Работа с семьей, с семейными архивами.
29.05.2018