Просветительский онлайн-проект «Наука – женского рода». Ада Лавлейс
10 декабря 1815 года у лорда Гордона Байрона, известного своими стихами, родилась дочь. Через два месяца после ее рождения родители расстались. Девочка никогда не видела своего великого отца.
Леди Байрон воспитывала дочь одна и сделала все возможное, чтобы Ада не стала поэтессой, – она нанимала дочери выдающихся учителей, чтобы заинтересовать ее математикой и музыкой.
Уже в тринадцать лет Ада рисовала в своих дневниках чертежи летательных аппаратов, амфибий и представляла их на суд взрослых. Тайком писала и стихи, но стыдилась их. Ада превосходно играла на разных музыкальных инструментах и владела несколькими языками.
Когда Аде исполнилось 17 лет, она была представлена королю и королеве. Появление девушки в светском обществе произвело настоящий фурор. Она была красавицей и гениальным математиком. Наряду с такими мужскими качествами, как твердость и решительность, ей были присущи деликатность и утонченность.
В 1833 году на одном из светских раутов девушка познакомилась с выдающимся математиком, профессором Кембриджского университета Чарльзом Бэббиджем. Ко времени их знакомства Бэббидж был известен как изобретатель аналитической счетной машины, которая могла производить вычисления с точностью до двадцатого знака и вошла в историю как прообраз первого компьютера.
Ада впервые посетила мастерскую Бэббиджа, когда ей было 17 лет, и через некоторое время стала там постоянным гостем. Мисс Байрон, совсем еще юная, смогла понять работу машины и оценила большое достоинство изобретения. Открылась новая, неизведанная возможность при помощи математики заставить машину помогать человеку решать математические задачи!
В 1835 году в возрасте девятнадцати лет Ада вышла замуж за барона Уильяма Кинга, который через некоторое время стал лордом Лавлейс, а мисс Байрон – Адой Лавлейс. В браке у нее было трое детей, но именно аналитическую машину она называла своим «первенцем» – ни дети, ни муж, ни светская жизнь не могли оторвать Аду от ее любимой математики. Пока Бэббидж корпел над усовершенствованием валиков и шестеренок, Ада увлеклась составлением все более сложных алгоритмов.
В 1840 году о чудо-машине прознал знаменитый итальянский военный инженер Луиджи Менабреа. Восхищенный, он назвал детище Бэббиджа «вершиной инженерной мысли» и написал пространный очерк об устройстве и эксплуатации аппарата. Книга была написана на французском языке, и Бэббидж обратился к Аде с просьбой перевести ее на английский язык.
Леди Лавлейс работала около года и не просто перевела очерк Менабреа, но и снабдила его комментариями. Именно эти комментарии, занимавшие 52 страницы и превысившие по объему и значимости оригинал, дают основания называть Аду Кинг Лавлейс первым программистом планеты.
В комментариях Лавлейс были приведены три первые в мире вычислительные программы, составленные ею для машины Бэббиджа. Лавлейс впервые ввела понятие рабочих ячеек и использовала идею последовательного изменения их содержания, ввела понятие цикла – одной из фундаментальных конструкций структурного программирования.
Лавлейс высказала догадку о том, что вычислительные машины могут выполнять не только операции с числами, но и работать с музыкой, графикой.
В 1843 году работа была издана. В то время считалось неприличным для женщины печатать сочинения под своим полным именем, и Лавлейс поставила на титульном листе только инициалы. Поэтому слава нашла ее лишь в XX веке.
4 ноября 1842 года правительство Британии отказало Бэббиджу в финансовой поддержке его разработок. Бэббидж был готов на все, чтобы раздобыть необходимые деньги. Вместе с супругами Лавлейс он увлекся идеей создания математической системы ставок на бегах. Система не сработала и принесла не только разочарование, но и большие финансовые потери. Лавлейс продолжала упорно играть, часто втайне от мужа и Бэббиджа. На этом она потеряла почти все свои личные средства.
В начале 50-х годов Ада неожиданно заболела. 27 ноября 1852 года леди Лавлейс скончалась от рака, не дожив несколько дней до тридцати семи лет. В том же возрасте умер ее знаменитый отец. Она была погребена рядом с ним в семейном склепе Байронов в Ноттингемпшире.
Через 100 лет появились первые электронные вычислительные машины. С наступлением компьютерной эры число посетителей, желающих взглянуть на могилу Ады Лавлейс, превысило число тех, кто приходил отдать дань памяти великому поэту. Сегодня приходящие на могилу просто кланяются им обоим.
Светлана Коробова,
главный библиотекарь универсального читального зала