Просветительский онлайн-проект «Наука – женского рода». Ирина Антонова
Ирина Александровна Антонова, сделавшая легендой художественный музей им. Пушкина, родилась 20 марта 1922 года в Москве. В детстве она четыре года прожила с родителями в Германии. После прихода к власти в этой стране нацистов, в 1933 году ее семья вернулась в СССР.
В 1940 году Антонова поступила в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). С началом Великой Отечественной войны окончила курсы медсестер и с весны 1942 года работала в госпитале на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы. Во время войны ИФЛИ объединили с МГУ, в 1945 году Антонова окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ и была приглашена на работу в музей им. Пушкина, параллельно учась в аспирантуре при музее. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
В 1961 году директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) Александр Замошкин перед уходом на пенсию предложил старшему научному сотруднику Ирине Антоновой возглавить учреждение. По словам самой Антоновой, вся ее жизнь оказалась связана с музеем и она об этом не жалеет – после стольких лет работы в учреждении, где собрана вся мировая культура, «появляется специальное внутреннее измерение: человек соотносит себя со всем миром». При Антоновой начался расцвет музея.
По инициативе Ирины Александровны ежегодно стали проводиться Випперовские чтения – конференции памяти бывшего научного руководителя музея Бориса Виппера, которого Антонова считала своим учителем. Антонова воплотила в жизнь идею о расширении музея – появились Музей импрессионистов, Музей частных коллекций, Детский центр. Более тридцати лет в ГМИИ проходят знаменитые «Декабрьские вечера», задуманные еще вместе со Святославом Рихтером.
Высокая репутация Антоновой в музейном сообществе позволила музею представлять у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко «выезжают» за рубеж: «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь), «Святое семейство» Мантеньи (Государственное собрание Дрездена), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция), «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Лувр).
Появление в Москве шедевра да Винчи вызвало небывалый ажиотаж – ценители искусства дежурили на подступах к музею, чтобы ровно на 15 секунд задержать взгляд на одном из самых знаменитых портретов в истории человечества. Чтобы привезти «Мону Лизу» в СССР, потребовалось изготовить специальный пуленепробиваемый ящик и найти гигантскую многомиллионную страховую сумму.
Еще одной эпохальной выставкой стал проект «Москва – Париж: 1900–1930», показанный в ГМИИ в 1981 году. Благодаря ему вновь заговорили о русском авангарде. Публика впервые увидела картины Малевича, Кандинского и Шагала, почувствовала связь русского искусства с французской школой – Пикассо и Матиссом. Выставка поставила рекорд посещаемости, ее увидели почти 650 тысяч человек.
Но самым сложным и смелым делом жизни Антоновой стала реконструкция музея, к которой она шла фактически с начала своей работы в качестве директора. Предполагается, что к 2026 году ГМИИ станет музейным городком.
Ирина Александровна часто сопровождала экспонаты своего музея, которые отправлялись в разные страны. Эти поездки расширяли ее кругозор, сопутствовали знакомству с известными людьми. Много выдающихся личностей приезжало и к ней в музей, Антонова организовывала экскурсии по музею для Рокфеллера, Миттерана, Хуана Карлоса, Ширака, Оппенгеймера, короля и королевы Нидерландов.
Кроме того, Антонова публиковала статьи, участвовала в телевизионных передачах, преподавала в нескольких столичных вузах и в Париже.
В апреле 2013 года Ирина Антонова, отметившая месяцем ранее свое 91-летие, была назначена главным куратором государственных музеев России, а в июле она покинула пост директора, став почетным президентом ГМИИ. В ноябре 2020 года Ирина Александровна Антонова ушла из жизни.
За свои заслуги академик Российской академии художеств, почетный член Международного совета музеев при ЮНЕСКО Ирина Антонова отмечена множеством отечественных и зарубежных наград, в том числе орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степеней. Ирина Александровна удостоена Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 1995 году и Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года.
Ирина Антонова является автором книги «Веронезе» (1957) и более 100 публикаций научного и научно-просветительского характера.
Жизни и деятельности Ирины Антоновой посвящены документальные фильмы «Командор искусств» (2007, режиссер Мария Николаева), «Одиночество на вершине» (2017, Елена Якович) и другие.
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала