Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Федор Абрамов

Федор Александрович Абрамов

(29 февраля 1920 – 14 мая 1983)

Родился писатель в високосный 1920-й год в деревушке Веркола  Архангельской области в семье крестьянина. Семья была большая и бедная – пятеро детей. Федя – младший. Отец умер, когда ему было чуть больше года. Мать и четверо старших детей выбивались из сил, но все же завели собственное хозяйство, которое помогло им выдвинуться в середняки. Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам писатель, который научился косить в 6 лет.

Федя окончил начальную школу. В только что созданную первую в округе семилетку его, первого ученика, не приняли, сочли сыном середнячки, но через некоторое время, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, приняли в школу в Кушкопале. Среднюю школу Федор заканчивает в Карпогорах. В 9-м и 10-м классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина. Осенью 1938 года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

В 1941 году третьекурсник Федор Абрамов вступает в ряды народного ополчения и уходит на фронт. В сентябре рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку. После недолгого лечения вновь отправился на фронт.

В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие – тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток... Он не дополз до заграждения нескольких метров – пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых остались единицы.

Вечером похоронная команда собирала убитых. Усталый боец, споткнувшись около Федора Абрамова, нечаянно пролил ему на лицо воду из котелка, – «мертвец» застонал. Этот случай сам писатель считал чудом.

В голодном блокадном Ленинграде Абрамов попал в госпиталь, что расположился в том самом университете, где он учился. В ту страшную зиму в неотапливаемом помещении раненые лежали в одежде, в шапках, в рукавицах, укрытые сверху двумя матрасами. Эти матрасы помогли многим из них выжить.

В апреле 1942 года Абрамова вместе с другими ранеными эвакуировали из Ленинграда по Дороге жизни в одной из последних машин. И это он считал вторым чудом в своей жизни.

После лечения в госпитале Федор Абрамов получает отпуск по ранению. Три месяца он преподает в Карпогорской школе, в родных местах на Пинежье. Воспоминания об этом времени послужили основой для его первого романа – «Братья и сестры».

В июле 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях. До февраля 1943 года он был заместителем роты в 33-м запасном стрелковом полку Архангельского военного округа, затем – помощником командира взвода Архангельского военно-пулеметного училища. С апреля 1943 года его переводят в отдел контрразведки – СМЕРШ, где он начинает службу с должности помощника оперативного оперуполномоченного резерва. В августе 1943 года он становится следователем, а в июне 1944-го – старшим следователем следственного отделения отдела контрразведки. Абрамов награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

После войны в 1948 году Федор Абрамов окончил ленинградский университет и, получив диплом с отличием, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. В 1951–1958 годы он – старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой.

В 1954 году писатель опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где восстал против тенденциозно идиллической литературы о деревне. Статья прогремела на всю страну, а автора чуть не лишили работы.

В 1958 году в журнале «Нева» был напечатан первый роман «Братья и сестры», который стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами. В 1960 году Федор Александрович оставляет работу в университете и полностью посвящает себя писательскому делу.

Почти каждое его новое произведение проходило трудно. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около»,после которой несколько лет автора нигде не печатали. Несмотря на это, повесть была опубликована в нескольких странах и принесла Абрамову мировую известность.

Через десять лет вышел 2-й роман «Две зимы и три лета», выдвинутый «Новым миром» на соискание Государственной премии СССР, которую Федор Абрамов не получил из-за новых повестей «Пелагея», «Деревянные кони» и «Алька». По этим повестям был поставлен не один спектакль в различных театрах России.

Повести, рассказы, публицистика Абрамова не уступают его романам. В них – не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации.

Третий роман «Пути-перепутья» – самый социальный и публицистически страстный роман, в котором – трагедия народа, страны, личности.

В 1975 году за трилогию «Пряслины» Федор Александрович был удостоен Государственной премии СССР. Роман «Дом» (последняя книга из цикла о Пряслиных) считается лучшим романом Федора Абрамова. В 1986 году спектакли по романам «Дом» и «Братья и сестры» были удостоены Государственной премии СССР.

По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором, слушать которого, по словам академика Дмитрия Лихачева, «было почти потрясением».

Главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Но завершить работу не успел.

Писатель умер в Ленинграде. Был похоронен в Верколе, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей. Разглядывая, как птицы, словно прощаясь с Федором Александровичем, сделали круг над полями, люди переговаривались: «Журавли провожают только праведников…»

Уважаемые читатели! С произведениями Федора Абрамова вы можете познакомиться в читальном зале нашей библиотеки или взять их на дом в Центре книги и чтения.

Татьяна Краснова,
главный библиотекарь универсального читального зала

Список литературы:

Воспоминания о Федоре Абрамове / составители Л. В. Крутикова-Абрамова, А. И. Рубашкин. – Москва : Советский писатель, 2000. – 671 с.

Гальперин Ю. М. Дорисовывая портреты : из «Литературных вечеров» / Ю. М. Гальперин. – Москва : Советский писатель, 1991. – 317 с.

Золотусский И. П. Очная ставка с памятью / И. П. Золотусский. – Москва : Современник, 1983. – 288 с.

Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию телефильм Петра Тодоровского «Своя земля» по повести Федора Абрамова «Безотцовщина» (1973)

 

28.02.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.