Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Владимир Солоухин

Сегодня исполняется 96 лет со дня рождения Владимира Алексеевича Солоухина, русского советского  писателя и поэта, яркого представителя «деревенской прозы». Своим творчеством он внес раскол в советское общество, вернув интерес читателей к старой России.

Родился в селе Алепине Владимирской области. Он был младшим из десяти детей в большой крестьянской семье.  С шести лет начал писать стихи. Деревенское детство, начальная школа, семилетка, затем механический техникум и диплом технолога по инструментальному производству. В 1942-м попал в полк специального назначения (ныне – Кремлевский). После армейской службы в Кремле для Владимира открывалась блестящая военная карьера, однако, он поступает в Литературный институт. После его окончания работает в журнале «Огонек».

В 1956 г., исколесив полстраны, решает осуществить свою давнюю мечту: вместе с женой пешком за сорок дней они прошагали 680 километров по отчему краю. В результате появилась книга «Владимирские проселки», принесшая автору всенародную известность. На формирование патриотических взглядов писателя повлияло его знакомство с художником Ильей Глазуновым, с которым они вместе еще в 60-е годы выступали за сохранение исторических памятников, помогали восстанавливать Оптину пустынь и церкви.

Владимир Алексеевич Солоухин всегда шел против течения и в жизни, и в литературе. Он впервые написал о том, что религия – это не опиум для народа. «Черные доски» не могли не взбудоражить советское общество, ведь впервые писатель написал о православных иконах. Он заново открывал для русской интеллигенции русскую культуру, некоторые пласты русской жизни, в том числе и веру в Бога. В 1966 г. в ленинградском музее открылась выставка икон. Среди немногочисленных посетителей – Владимир Солоухин. Потрясенный увиденным, он пишет книгу «Письма из русского музея». Уже через неделю после выхода книги, ее невозможно было достать. Книги Солоухина «Письма из русского музея», «Время собирать камни», «Черные доски» часто переиздавались и разлетались с книжных полок мгновенно, как и «Третья охота», «Трава» и многие другие. Они стали вызовом существующему строю.

Солоухин оставил и большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черемуховых дня». Стихотворение Солоухина «Расстрелянная Россия» стало поэтической квинтэссенцией его главного, «потаенного» романа «Третья ступень», пролежавшего в столе писателя 20 лет. Перенесший операцию, в 1975 писатель опубликовал автобиографическую повесть «Приговор» о том, как у него обнаружили смертельную болезнь. Номер журнала «Москва», в котором была напечатана повесть, переходил из рук в руки. Люди читали «Приговор» по ночам, чтобы утром передать следующему в очереди. Сам писатель словно переживал второе рождение.

В своем спасении он видел знак – ему отпущено время для главного дела своей жизни. Солоухин возглавил Фонд восстановления Храма Христа Спасителя в Москве. Тогда он сказал: «Вот построим храм и можно умирать». Последние годы жизни были самыми тяжелыми, если в советское время его упрекали в любви к церкви, то теперь – в сотрудничестве с властями. Но Солоухин оставался верен себе. Весной 1997 г. писателя не стало. Строительные работы в храме Христа Спасителя были приостановлены, и Солоухин стал первым человеком, которого отпевали в возрожденном храме. Похоронен он в родном селе Алепине у воспетых им владимирских проселков.

Подробнее о жизни и творчестве Владимира Солоухина вы можете узнать здесь:

«Комсомольская правда» 

«ЛитВек» 

Здесь вы можете почитать произведения Владимира Солоухина:

«Дом-книг»

14.06.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.