Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Паисий Величковский
Преподобный Паисий Величковский является возродителем школы старчества на Руси. Историк Г.П. Федотов пишет: «Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанные с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая Россия».
Святой Паисий (в миру Петр Величковский) родился 21 декабря 1722 года на Украине в глубоко религиозной семье потомственных священников. Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу. С раннего возраста мальчик начал читать Священное Писание и труды святых отцов.
Поступив в 13 лет в киевскую академию, Паисий с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном – о душе. Написав для себя короткое правило, он стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним их согрешения.
С первых дней учебы Паисий мечтал о монашеской жизни. Посещая в свободное время Киево-Печерскую лавру, он непременно бывал в святых пещерах. Все больше недовольный уровнем преподавания в академии в 17 лет Паисий уходит из нее, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту – начать иноческую жизнь под руководством старца. Паисий, юноша из знатной семьи, становится одним из нищих странников, бродивших в то время по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства.
Духовная жизнь послепетровской империи находилась в глубоком кризисе. Церковная реформа не пощадила никого. Начав с упразднения патриаршества, превратив священнослужителей в чиновничий класс, царь Петр обрушился и на монахов. В стране резко сократилось число монастырей. Многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов. К середине века иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях.
Паисий долго не мог найти мудрого и опытного наставника. Приняв постриг в одном из украинских монастырей, прожив некоторое время в молдавских скитах, Паисий решился покинуть родину, идти на Афон, полагая там, в знаменитом монашеском царстве, достичь желаемой цели. Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий вскоре пережил и огромное разочарование: многое из богатой монашеской традиции на Афоне было утеряно.
Не найдя духовного наставника даже на Афоне, Паисий поселился в убогой келии, питаясь хлебом и водой. Случайно в монастырских библиотеках старец Паисий нашел рукописи святоотеческих писаний и, впитывая в себя опыт древних подвижников, постепенно превратился в мудрого наставника. Уже через несколько лет к нему стали приходить ученики, и на Афоне образовался Ильинский скит. Отец Паисий ввел в жизнь скита забытую многими на Афоне практику «умного делания».Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом. Монахи трудились, читали святых отцов, беспрекословно слушаясь старца и непрестанно повторяя Иисусову молитву.
На протяжении всего XIX века и позднее, возрожденная Паисием школа старчества на Руси «приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях русской церкви».
Многочисленные ученики Паисия перенесли его писания и дух его устава в Россию и способствовали оживлению и возрождению русского монашества. Часть учеников стали настоятелями разных монастырей или подвизались в них влиятельными иноками. Также у преподобного Паисия было в России много учеников по переписке.
До конца своей жизни он не прекращал переводческого труда, хотя трижды ему приходилось начинать свою деятельность на новом месте. Начавшаяся Русско-турецкая война и переход Драгомирнского монастыря вместе с частью Карпат во владение католической Австрии, вынудили монахов покинуть любимую обитель и переселиться в молдавский Секульский монастырь.
Когда число братии в новом монастыре достигло трехсот человек, живших в крайнем стеснении, правитель Молдавии принудил Паисия вновь переехать. Старец, всю свою жизнь стремившийся к уединению, навсегда покинул и эту тихую обитель. Последние 15 лет он прожил в самом большом и знаменитом молдавском Нямецком монастыре.
28 ноября (15 ноября) 1794 года на 72 году жизни старец тихо скончался.
Восстанавливая утраченные традиции, Русская православная церковь в 1988 году причислила старца Паисия к лику святых. День памяти Паисия Величковского отмечается 28 ноября.
Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала
О святом читайте в книгах:
Четвериков С. И. Молдавский старец Паисий Величковский : его жизнь, учение и влияние на православное монашество / протоиерей Сергий Четвериков. – 2-е изд. – Париж : YMKA-PRESS, 1988. – 307 с.
Паисий Величковский, преподобный // Жития русских святых : месяцеслов. – Москва : Ниола-Пресс, 2009. – С. 197.
Сайты: