Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Борис и Глеб (? –1015 год)– благоверные князья (в святом Крещении – Роман и Давид), первые русские святые. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

У великого князя было 12 сыновей. Особенно любил Владимир младших, Бориса и Глеба, матерью которых была византийская царица Анна. Они родились незадолго до Крещения русской земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца – князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб – Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь, прежде всего,  о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своей смерти, их отец, великий князь Владимир, призвал к себе князя Бориса, отправив его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Враги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем киевским и начал убивать братьев, за что получил прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми его жертвами.

Святой Борис в это время возвращался из похода. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса. Стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть.

После этого Святополк выманил младшего брата, Глеба, из Мурома, где его могли защитить верные войска, и направил к нему дружинников, исполнивших кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб также смирился со страшной участью и, не оказав сопротивления мучителям, безропотно принял смерть.

Жизнь страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести язычников.

«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Благоверные князья-страстотерпцы обладали не только даром исцелений. Они стали покровителями и защитниками Русской земли. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.

Память святых Бориса и Глеба празднуется три раза в году. 15 мая – перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде; 18 сентября – память святого князя Глеба; 6 августа — совместное празднование святым.

 

О святых Борисе и Глебе читайте в книгах:

Святые князья-мученики Борис и Глеб / исслед. и подгот. текстов Н. И. Милютенко ; отв. ред. Г. М. Прохоров. – Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2006. – 431 с. : ил. – (Библиотека христианской мысли).

Сказание о Борисе и Глебе : факс.воспр. житийных повестей из Сильвестров. сб. (2-я половина XIV в.). – Москва : Книга, 1985. – 160 с. : ил.

Ранчин А. М. Борис и Глеб / А. М. Ранчин. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 297 с. : ил. – (Жизнь замечательныхлюдей).

Успенский Б. А. Борис и Глеб : восприятие истории в Древней Руси / Б. А. Успенский. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – 128 с. – (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).

Подробнее о святых Борисе и Глебе читайте на сайтах:

«Православие.ру»

«Азбука.ру»

«Храм Живоночальной Троицы на Воробъёвых горах»

«Православная Богословская энциклопедия»

Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала

16.08.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.