Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Василий Рязанский
Дорогие друзья! Библиотека имени Горького представляет вашему вниманию просветительский онлайн-проект «Путь святых», рассказывающий о жизненном пути русских праведников.
Русь явила миру тысячи святых, среди них были равноапостольные, святители, преподобные, Христа ради юродивые, мученики. Они являли высший пример благочестия и святости своему народу. Кто же такие святые? Это те, кто прежде всего думает не о себе, а о Боге, о своем Отечестве, о своем народе. Они были такие же люди, как и все мы. Только их не прельщали житейские радости, они не знали, что можно поступиться совестью ради денег, не искали выгоды для себя. Пример их подвига смирения, выдержки и мужества вселял в русского человека веру в высший суд, в справедливость.
Во все времена и на Рязанской земле жили великие святые люди, ее покровители и молитвенники за нее. В Рязанском соборе святых – около 100 имен достойных подражания. Сегодня мы расскажем о святом чудотворце Василии Рязанском.
В славном ряду почитаемых рязанских праведников выделяется заботливый пастырь – епископ и чудотворец Василий Рязанский. Его мощи покоятся под спудом рязанского Христорождественского собора на территории кремля. История жизни этого святого угодника поистине удивительна.
Святитель Василий жил в XIII столетии. От кого происходил святой и где родился, не сохранилось никаких известий. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме, там и монашество принял. Приблизительно в 1284–1285 годах он был избран епископом Муромским. Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием объединял, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным. Однако, как повествует житие, святителя Василия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии.
Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят босую девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разошелся по домам.
Невинный праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения.
Пораженные чудом, муромцы зарыдали: «О святый владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от них «в мгновение ока» и перенесен в Рязань.
Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его». Священство, князья, бояре и весь народ поспешили на берег Оки. С великой радостью принял весь народ христианский святого Василия. Святитель вошел в храм и отслужил вечерню. С того времени епископская кафедра в Муроме была упразднена, а утвердилась в Рязани. А святитель стал именоваться Рязанским и Муромским.
В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле-Рязанском (нынешняя Рязань). Там он основал новую епископию и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. С того времени Борисоглебская церковь стала соборной.
Но недолго продолжалось служение святителя в Переяславле-Рязанском. Огорчения, которые он претерпел при изгнании из Мурома, великие труды, скорби и печали страждущего под татарским игом народа сократили его земной путь. 3/16 июля 1295 года святитель Василий скончался. В 1881 году указом Святейшего синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей.
В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках.
О жизни Василия Рязанского рассказывают книги:
Назаренко А. В. Василий / А. В. Назаренко // Православная энциклопедия. – Москва : Православная энциклопедия, 2004. – Т. VII. – С. 28-30.
Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказание о граде Муроме и епископе его, како приеде на Резань» / О. И. Подобедова // Труды отдела древнерусской литературы. – Москва ; Ленинград, 1960. – Т. 16. – С. 374 –387.
Святитель Василий Рязанский / [авт. идеи и рук. проекта Б. С. Ставцов ; авт. коллектив: иером. Иоаким (Заякин), мон. Мелетия (Т. М. Панкова), игум. Серафим (Питерский), иерей Вячеслав Штанько, Т. П. Синельникова]. – Рязань : Дело, 2011. – 191 с. : ил., портр. – (Рязань православная).
Святитель Василий Рязанский. Житие. Акафист / ред. И. В. Евсин. – Рязань : Зерна, 2000. – 48 с. : ил. – (Собор Рязанских Святых и Подвижников Благочестия).
Подробнее о житии Василия Рязанского вы можете прочитать на сайтах:
Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала