Просветительский онлайн-проект «Путешествуем по святым местам». Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь – один из самых известных в Подмосковье. Это – уникальное место, удивительное и по замыслу, и по воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох.

Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм – аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены – аналог пещерной палестинской церкви. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Воскресенский монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном в 50 верстах от Москвы, на холме в излучине реки Истры. Монастырь задумывался как подобие Святой земли. В Палестину был отправлен монах Арсений Суханов, который составил чертежи иерусалимских храмов с точными размерами.

Сам патриарх Никон, никогда не бывавший в Иерусалиме, употребил все силы для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой земле.

Монастырь начался с села Воскресенского, которое патриарх купил у стольника Романа Боборыкина. Сначала все сооружения были деревянными, в том числе Воскресенская церковь, на освещении которой 18 октября 1657 года присутствовал царь Алексей Михайлович. По преданию, именно он назвал монастырь Новым Иерусалимом.

В 1658 году был заложен Воскресенский собор. С этого времени патриарх Никон удалился от московских дел и постоянно находился в Новом Иерусалиме, лично руководя строительством.

После того как патриарх в 1666 году из-за разногласий с царем был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь, мастеров перевели на строительство Оружейной палаты и работы в обители остановились. И лишь в 1678 году царь Федор Алексеевич, ученик патриарха Никона, приступив к управлению страной, продолжил строительство Нового Иерусалима и пожаловал ему земли.

Над архитектурой монастыря в разное время трудились известные архитекторы Карл Бланк, Бартоломео Растрелли и многие другие. В конце XIX века обитель была одним из центров паломничества.В 1919 году монастырь был закрыт, а через два года на его территории начал действовать краеведческий музей.

Во время Великой Отечественной войны многие монастырские постройки пострадали от бомбежек. В 1959 году возобновил работу краеведческий музей, были восстановлены все сооружения монастыря. В 1994 году некоторые храмы обители были возвращены Русской православной церкви, и Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь начал действовать вновь.

Современный ансамбль монастыря складывался на протяжении почти трех веков. Средства для строительства у обители всегда имелись, поскольку она с первых лет существования находилась под особым покровительством царской династии Романовых.

В центре монастыря находится Воскресенский собор – уникальное храмовое сооружение по сложности и красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.). Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.

Ограда монастыря построена в конце XVII века по проекту архитектора Якова Бухвостова. Она представляет собой грандиозное сооружение с восемью башнями, входными воротами с надвратной Входоиерусалимской церковью.

Возле монастыря находятся святые источники Силоамский, Живоносный и Кладезь самарянки. Силоамский источник расположен в Гефсиманском саду. К нему можно подойти в любое время суток с западной части монастыря. В 1845 году над источником стояла часовня, которую снесли в 1930 году. Источник был засыпан, но, сколько бы земли или песка на него ни высыпали, он все равно пробивался наружу. Живоносный источник расположен в подземной церкви равноапостольных Константина и Елены. Справа расположен колодец, в котором можно набрать воды.

Кладезь самарянки находится на северном склоне монастырского холма. Раньше над ним тоже была часовня, которую снесли в советское время. Источник пользуется особой любовью паломников, которые вспоминают евангельскую историю о беседе Иисуса Христа с самарянкой у колодца.

Сегодня обитель в Истреоткрыта для посетителей как музей и как действующий монастырь.

Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала

Литература:

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь // Великие чудодейственные места России / О. В. Белоусова, С. А. Шимкович. – Москва : Эксмо, 2014. – С. 150–155.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь // Монастырские ансамбли Московии / Б. Б. Вагнер. – Москва : Вече, 2008. – С. 153 – 160. – (Русский путеводитель).

Соколов А. Ново-Иерусалимский монастырь : как евангельская история ожила в Подмосковье // Фома. – 2019. – № 5. – С. 66 –74.

Сайты:

«Пути-дороги»

«Святцы»

Уважаемые читатели предлагаем вам посмотреть документальный фильм Аркадия Мамонтова о Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре.

28.02.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.