Севастопольский гроссмейстер

Дорогие друзья, с вами рубрика «#ШахмАтыДома. Шахматные истории».

Известный русский шахматист Сергей Семенович Урусов (1827 – 1897) во время Крымской войны командовал полком в осажденном Севастополе. В часы затишья он давал сеансы одновременной игры вслепую. В своих воспоминаниях Урусов рассказывал, что провел в 1854 году сеанс на 12 досках.

В записках В.И. Барятинского приведено интересное сообщение о сеансе Урусова вслепую на трех досках: «Все следили с напряженным вниманием за игрою, была мертвая тишина, слышны были только голоса тех, которые объявляли о ходах той или другой стороны. Надобно заметить, что во все это время присутствовавшие подвергались довольно большой опасности, потому что конгревовы ракеты, пускаемые с английских батарей на Инкерманских высотах, направлялись каждый вечер на пункт, где мы находились... Несмотря на сильные сотрясения, с треском и шумом, от этих ракет, Урусов продолжал невозмутимо свою тройную игру, похлебывая при сем по глотку из стакана чая... Состязание кончилось далеко за полночь. Урусов выиграл две партии, один из его противников – одну».

Во время обороны Севастополя С.С. Урусов познакомился с Л.Н.Толстым. Их дружеские отношения продолжались до смерти. После войны писатель часто посещал Урусова, который жил в селе Спас-Торбеево близ Троице-Сергиевой лавры. Сергей Семенович стал крестным отцом детей Льва Толстого – Марии, Льва и рано умершего Петра.

После окончания Крымской войны Полтавский полк был направлен в небольшой городок Перемышль Калужской губернии. Вскоре С.С. Урусов вышел в отставку в чине генерал-майора. 

После ухода в отставку он не раз играл с известными российскими шахматистами, но по силе игры С.С. Урусов уступал в России лишь А.Д. Петрову.

В 1878 году С. Урусов закончил свою шахматную карьеру. За время своего увлечения шахматной игрой, Сергей Семенович собрал богатую шахматную библиотеку, которую он подарил сыну Льва Толстого – Илье.

После смерти Урусова в 1897 году Лев Толстой нередко рассказывал знакомым о своём легендарном друге: «Я помню, во время осады Севастополя я сидел раз у адъютанта Сакена, начальника гарнизона, когда в приёмную пришёл кн. С. С. Урусов, очень храбрый офицер, большой чудак и вместе с тем один из лучших шахматных европейских игроков того времени. Он сказал, что имеет дело до генерала. Адъютант провёл его в кабинет генерала. Через 10 минут Урусов прошёл мимо нас с недовольным лицом. Провожавший его адъютант вернулся к нам и, смеясь, рассказал, по какому делу он приходил к Сакену. Он приходил... затем, чтобы предложить вызов англичанам сыграть партию в шахматы на передовую траншею перед 5-м бастионом, несколько раз переходившую из рук в руки и стоившую уже несколько сот жизней. Несомненно, что было бы гораздо лучше сыграть на траншею в шахматы, чем убивать людей. Но Сакен не согласился на предложение кн. Урусова, понимая очень хорошо, что сыграть в шахматы на траншею можно было бы только тогда, когда было полное взаимное доверие сторон...»

В тот момент нестандартное мышление С.С. Урусова так потрясло Толстого, что впоследствии он избрал эту незаурядную личность в качестве прототипа образа главного героя в хрестоматийном произведении «Отец Сергий». По крайней мере, так считают многие исследователи творчества великого писателя, ссылаясь на прямые доказательства в его дневнике.

Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам книги: Юдович, М. М. Рассказы о шахматах / М. М. Юдович. – Москва : Физкультура и спорт, 1959. – С. 124-125.

Смотрите сайты:

ktelegraf.com.ru

w.histrf.ru

30.09.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.