Шахматист атакующего стиля
Дорогие друзья, с вами рубрика #ШахмАтыДома.
Александр Александрович Алехин (1892 – 1946), выдающийся российский и французский шахматист, первый победитель первенства РСФСР, IV чемпион мира, родился 31 октября 1892 года в Москве в семье дворянина Александра Ивановича Алехина и дочери богатого текстильного фабриканта Анисьи Ивановны, в девичестве – Прохоровой, которая и научила играть в шахматы Александра. Это знаменательное событие состоялось, когда мальчику было семь лет. Он нередко играл со своим старшим братом Алексеем, в будущем – тоже шахматистом.
Первый серьезный успех пришел к нему в 1909 году на всероссийском турнире памяти Чигорина, где он завоевал первое место и получил звание маэстро. После переезда в столицу, Александру не было равных на чемпионате северных стран (1912). Во всеуслышание же Алехин заявил о себе в 1914 году на знаменитом международном турнире, проходившем в Петербурге. Для участия в соревновании в столицу Российской империи съехалась практически вся шахматная элита c Ласкером и Капабланкой во главе. По результатам турнира 22-летний шахматист оставил позади себя Нимцовича, Тарраша, Маршалла, Рубинштейна и занял третье место.
В разгар лета 1914 года, Алехин играл очередной турнир в немецком Мангейме. Как раз во время соревнований, когда россиянин уверенно лидировал, было объявлено о начале Первой мировой войны. Организаторы приняли решение прервать турнир, присвоив Александру первое место. В 1916 году, несмотря на заболевание сердца, Алехин отправляется добровольцем на фронт. В итоге он оказывается в Голиции, возглавляя отряд Красного Креста. За проявленное мужество при спасении раненых Александр получил орден Святого Станислава и две георгиевские медали.
События 1917 года, не лучшим образом сказались на судьбе шахматиста. Отречение императора и приход к власти большевиков лишили Алехина законно принадлежащего имущества. В 1919 году он был арестован, приговорен к расстрелу и спасен вмешательством высокопоставленных чинов, а в следующем году обвинялся в содействии деникинской контрразведке, но дело было прекращено. В период жизни в Советской России шахматист сотрудничал с большевистской властью, однако, предпочел покинуть страну при первой возможности. В 1921 году Алехин получил разрешение на выезд в Латвию, откуда отправился в Берлин.
В течение первых лет в Советской России Алехина воспринимали как русского шахматиста, временно живущего за границей. Он продолжает сотрудничать с советскими шахматными изданиями. В этот жизненный период он провел множество ярких турнирных выступлений и одержал немало побед. К числу крупнейших успехов безоговорочно можно отнести победу на турнире в Баден-Бадене в 1925 году. В том же году Алехин получил французское гражданство.
В 1922 году Алехин подписывает лондонское соглашение, регламентировавшее организацию чемпионских матчей. По его условиям, за претендентом закреплялась обязанность формировать призовой фонд ($10 тыс.) и оплачивать организационные расходы. Тогда таких денег не было ни у кого, но спустя несколько лет все изменилось. Чтобы собрать нужную сумму, он устраивает рекордные матчи вслепую в Нью-Йорке (26 партий) и Париже (27 партий), играет в сеансе одновременной игры с аэроплана, организует шахматные баталии, где в качестве фигур были актеры. В результате усилия россиянина были вознаграждены, и в 1927 году аргентинское правительство нашло средства на организацию матча в Буэнос-Айресе.
Накануне матча, мнение общественности практически однозначно присудило победу Капабланке, которого нередко называли «мыслящей машиной». К тому же Хосе Рауль до этой встречи сумел трижды победить соперника, а он его ни разу. Алехин долго искал «противоядие», детально изучая партии соперника. Он сумел выяснить, что великолепная интуиция Капабланки его иногда подводит, так как он пропускает лучшие ходы, требующие долгого раздумья. Всего за два месяца было проведено 34 партии, из которых Алехин победил в шести. Этого хватило, чтобы стать IV чемпионом мира. После победы его пронесли на руках по улицам аргентинской столицы, такой же теплый прием был организован и в Европе.
По правилам, Капабланка должен был вызвать Алехина на матч-реванш, но он этого не сделал и с чемпионом играл Ефим Боголюбов. Их поединок проходил в Голландии и Германии и завершился досрочно победой Александра Александровича. Еще раз они встретятся в 1934 году, Алехин вновь окажется сильнее.
В 1935 году последовала неожиданная утрата титула чемпиона в матче с Максом Эйве, но уже через два года Алехин вернул себе шахматную корону. В середине 30-х годов в карьере шахматиста наметился серьезный спад. Начиная с этого времени и до завершения турнирной практики, четвертый чемпион мира не выиграл ни одного крупного турнира.
С января 1946 года Алехин жил в португальском Эшториле. В феврале он получил вызов от Ботвинника и дал согласие сыграть с ним матч в Лондоне. 23 марта 1946 года исполком ФИДЕ официально принял решение о проведении матча Алехин – Ботвинник, но утром 24 марта Алехин был найден мертвым в своем гостиничном номере отеля «Парк». Он сидел у столика за шахматной доской с расставленными в начальной позиции фигурами.
Александр Алехин был шахматистом яркого атакующего стиля, который рисовал на доске сложнейшие комбинационные картины, нередко награждавшиеся призами за красоту. Он обладал феноменальной памятью, необычайными счетными способностями и бешеной шахматной энергетикой. Самыми убедительными доказательствами его выдающейся памяти служат проводившиеся им грандиозные сеансы одновременной игры вслепую.
За всю карьеру он сыграл 1 264 матчевых и турнирных партий. Ему удалось победить в 62 турнирах из 87.
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала
Использованы сайты: