Шахматные встречи в Ясной Поляне
Дорогие друзья, с вами рубрика «#ШахмАтыДома. Шахматные истории».
Многие известные русские музыканты и композиторы были близкими друзьями Льва Толстого. Среди них – Сергей Иванович Танеев и Александр Борисович Гольденвейзер. Оба они увлекались шахматами и часто оказывались партнерами Льва Николаевича за шахматной доской.
Бывало не проходило дня, чтобы Толстой не сыграл с ними одной-двух партий. С Танеевым он особенно много играл летом 1895 и 1896 годов, когда композитор подолгу гостил в Ясной Поляне. В матчах между ними перевес был явно на стороне Льва Николаевича. В «Дневниках» Танеева часто упоминается об этих шахматных встречах. Вот несколько примеров: «27 июня (1895 года)… Вечером играл в шахматы с Л.Н., причем из двух партий одну проиграл. 1 июля… На другой день Л.Н. косил и пришел к ужину усталым, хотя немного поспавши, после ужина оживился, играл с ним две партии в шахматы. 3 июля… Сели играть в шахматы; игра затянулась до половины двенадцатого. Все ушли, мы остались вдвоем с Л.Н.». Несколько раз в записях Танеева упоминается о том, что игра в шахматы совмещалась с чтением книг.
Как-то раз, желая услышать новое сочинение Танеева, Лев Николаевич перед началом партии поставил условие: если соперник проиграет, то исполнит произведение по выбору победителя. Танеев согласился, но потребовал в свою очередь того же от писателя: если он проиграет, то прочтет какое-либо свое произведение. Играя лучше своего противника, Толстой, однако, на этот раз так волновался, что потерпел поражение. Пришлось подчиниться и прочесть главы из неоконченного романа «Воскресение». В дальнейшем победу большей частью одерживал Толстой. Поэтому родные и гости чаще слушали фортепианные концерты Танеева.
В том же 1896 году у Толстого стал бывать Александр Гольденвейзер (русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик). Он любил наблюдать за игрой писателя с Танеевым. «Я не решался заявить о том, что тоже умею играть», – писал в своем дневнике Гольденвейзер. Но уже в следующем году его можно было часто застать за шахматной доской с Толстым.
В те годы Л.Н. Толстой играл иногда в шахматы также с известным московским врачом Павлом Сергеевичем Усовым, с учителем своих младших детей Алексеем Митрофановичем Новиковым, со своим сыном Сергеем и многими другими.
Толстому приятно было наблюдать, как с каждым годом его старший сын все сильнее играл в шахматы. Этому значительно помогла его интенсивная игра по переписке. Приехав в Ясную Поляну, Сергей Львович Толстой подолгу просиживал за разбором той или иной партии или дебюта. Вот когда пригодились шахматные книги, подаренные ему в свое время Сергеем Семеновичем Урусовым.
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала
По материалам книги: Линдер И. М. Л. Толстой и шахматы. – Москва : Физкультура и спорт, 1960. – С 50-53.